Оливер Хьюз о перспективах потребительских кредитов

11.02.2012 20:42

Интервью с президентом банка «Тинькофф Кредитные Системы» Оливером Хьюзом.

— Как изменился российский рынок потребительского кредитования в первой половине 2012 года? Какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных?

— Российский рынок потребительского кредитования активно растет, прибавляют все сегменты, но быстрее всех, как и в 2011 году, — рынок кредитных карт. Второй период быстрого роста в России отличается увеличением присутствия карточного сегмента, который не успел в полной мере развернуться в 2005—2008 гг. В 2011 г.

 общий портфель российских банков по кредиткам вырос на 62%, по итогам первого полугодия 2012 года — на 36%, что в два раза быстрее, чем рынок розничного кредитования в целом. Объем рынка на 1 июля превысил 500 млрд рублей.

Несмотря на стремительный рост рынка кредитных карт, открывающий возможности для новых участников и наращивания доли действующими игроками, конкуренция в больших городах за клиентов из среднего класса уже очень высокая. Есть новые игроки, но рынок двигают давно известные участники. В таких условиях на первое место выходит вопрос узнаваемости бренда именно на карточном рынке, вопрос доверия к банку. Важнейшим фактором в таких условиях являются эффективные рекламные кампании. В отличие от такого коммодитизированного продукта, не требующего длительных отношений с банком, как кредиты наличными, на рынке кредиток, где отношения с банком долгосрочные, высокое влияние на конкурентные позиции оказывает уровень сервиса.

В этом году в кредитной рознице проявил себя маленький пока сегмент микрофинансирования. С рынком кредиток по клиентам он мало пересекается, но в будущем не исключена и такая конкуренция.

— Каково Ваше мнение о готовящемся законе о коллекторской деятельности? Может ли вступление закона в силу привести к снижению интереса банков к сегменту потребительского кредитования?

— Принятие закона в текущей версии может повредить рынку коллекторских услуг. Думаю, что здравый смысл победит, и представители сектора смогут согласовать необходимые для продолжения нормальной деятельности поправки. Соответственно, надеюсь, что законодательные изменения не окажут негативного влияния на рынок потребительского кредитования.

— Каким образом наблюдаемый рост разрыва между реальными доходами населения и его расходами (рост долгового бремени) может повлиять на уровень проблемной задолженности по потребительским кредитам?

— Все участники рынка должны четко следить за тем, кого они кредитуют с учетом общей задолженности того или иного клиента. Конкуренция за клиентов на рынке потребительского кредитования, включая рынок кредитных карт, значительно сильнее, чем была год назад. С учетом медленного роста доходов населения это вопрос, который следует пристально мониторить.

— Какие Вы видите основные точки роста и ограничения на рынке потребительского кредитования?

— Российский рынок кредитных карт, на которых специализируется «Тинькофф Кредитные Системы», нельзя назвать развитым — меньше 15% экономически активных россиян пользуются кредитками. Это означает возможность экстенсивного роста рынка по мере развития экономики. Другие развивающиеся рынки, как, например, Бразилия, Польша, Турция, тоже начинавшие с уровня проникновения кредиток 10—15%, в период аналогичного бурного роста за пять лет вышли на 30—50%. У России есть все шансы повторить этот путь. Потребители начинают отдавать должное удобству и технологичности кредитных карт, происходит сдвиг предпочтений в пользу безналичной оплаты товаров и услуг. Среди клиентов «Тинькофф Кредитные Системы» за пять лет, с 2007 года, доля снятия наличных по кредитным картам снизилась с 80—85% до 55—60%.

Мы отмечаем все больше понимания клиентами такого явления как кредитная история. Это способ положительно зарекомендовать себя в качестве заемщика, и помогает бизнесу банков в плане финансовой дисциплины, увеличивая число аккуратных должников.

Для продолжения быстрого развития потребительского кредитования важна конъюнктура рынков капитала, где банки привлекают финансовые ресурсы, и состояние экономики в целом. Экономический рост оказывает непосредственное влияние на депозитную базу, которая за последний год стала одним из важнейших источников фондирования активных игроков кредитного рынка. Сегодня можно говорить о том, что кредитные банки на волне бума в своем секторе становятся одним из локомотивов рынка вкладов. Они активно привлекают депозитных клиентов, предлагая интересные продукты, проводя рекламные кампании. В результате все больше изначально кредитных банков попадает в число крупнейших по темпам роста депозитных портфелей и по доле вкладов в пассивах.

Фондирование когда-то было ахиллесовой пятой для ТКС Банка, когда мы с нуля начинали активное привлечение клиентов в 2007—2008 годах. За шесть лет мы создали положительную историю на долговом рынке — регулярно размещаем рублевые облигации на ММВБ и евробонды. Рынки капитала после кризиса все еще капризны, но этой осенью мы планируем очередное крупное привлечение на международном долговом рынке.

— Охарактеризуйте планы Банка в отношении потребительского кредитования в 2012—2013 гг. (темпы роста, новые продукты, изменения условий, выход в новые регионы, специальные акции и т. п.).

— В 2012 году «Тинькофф Кредитные Системы» третий год подряд удвоит портфель кредитных карт. На 1 июля он составил 33,6 млрд рублей (5-е место по доле рынка в России, 6,7%), прогноз на конец года — около 40 млрд рублей. В 2013 году ожидаем рост на 60—70%, так как база уже будет достаточно высокая.

Важно, что такие темпы роста сопровождаются высоким качеством активов и высокой прибыльностью. По итогам 2012 года ожидаем 3,5—4 млрд рублей чистой прибыли. Рентабельность активов ТКС Банка — 10,4% (ROAA, Return On Average Assets), одна из самых высоких в отрасли благодаря модели дистанционного обслуживания клиентов, гибкому подходу. У других активных игроков рынка — 3,1—9,1%.

Мы намерены увеличить количество каналов привлечения клиентов, в частности, за счет новых решений в мобильной рекламе. После успешного запуска карты «Яндекс.Деньги» работаем над новыми кобрендами с онлайн-компаниями. Лидерство в области онлайн-технологий мы планируем сохранять, усиливая новыми проектами и технологиями.

— Как Вы оцениваете перспективы развития рынка потребительского кредитования в 2012—2013 годах (прогноз по динамике, возможные перестановки среди ведущих участников рынка, влияние выхода крупных игроков, таких как Сбербанк, ВТБ на рынок POS-кредитования)?

— Итоги первого полугодия позволяют рассчитывать на рост рынка кредитных карт по итогам года выше 70%, в 2013 году ожидаем 60—70%. В других сегментах я не исключаю ренессанса POS-кредитования, расширить возможности роста которого могут онлайн-технологии. Один из примеров — запущенный в начале этого года наш проект кредитования в интернет-магазинах «КупиВкредит», когда и клиент, и магазин получают именно онлайн-решение, без волокиты. Результат интереса новых крупных игроков к POS-кредитованию зависит от эффективности их моделей и технологий.

Как я уже упоминал, конкуренция за клиентов в крупных городах высока, участники будут пытаться окучивать регионы. В этом смысле нам комфортно — географическое покрытие и модель ТКС Банка такова, что мы можем работать везде. Сейчас 61% нашей клиентской базы приходится на города с населением меньше 200 000 жителей, 38% — на города, где меньше 50 000 жителей.

см.  Тинькофф Кредитные Системы