Обещать — не значит вернуть

19.05.2011 05:34

Минэкономразвития предлагает правительству вложить в инфраструктурные облигации беспрецедентную сумму — 1,5 трлн рублей. Эта цифра совпадает с суммой пенсионных накоплений россиян. Да чиновники и не скрывают, что в качестве главного покупателя инфраструктурных облигаций рассматривают Внешэкономбанк (ВЭБ), отвечающий за инвестирование наших пенсионных денег.

Страна нуждается в инфраструктуре — на это нужны длинные деньги. А пенсионные накопления нужно куда-то вкладывать с доходностью, хотя бы немного перекрывающей инфляцию. Инфраструктурные облигации решат обе эти проблемы одним махом, рассуждают чиновники.

И мы ведь тоже хотим, чтобы в стране были хорошие дороги, аэропорты и высокие пенсии. Но есть несколько вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, прежде чем вверить наши пенсионные накопления РЖД, «Новатэку», «Шереметьево» и всем остальным желающим эти деньги освоить.

По мысли Минэкономразвития, инфраструктурные облигации выпускает организация для финансирования конкретного проекта. Эти бумаги покупает ВЭБ на пенсионные деньги, за счет чего и строится объект. Через какое-то время он начинает генерировать прибыль, которая обеспечивает выплаты по облигациям и доходы будущим пенсионерам. Минэкономразвития уже предлагает список проектов, но признает, что не проводило их комплексной оценки. То есть ему не известно, когда именно и сколько денег вернется на наши пенсионные счета.

От таких признаний становится страшно, особенно учитывая стоимость инфраструктуры в десятки миллиардов рублей. Попробуйте прийти даже с небольшим бизнес-проектом в банк и получить под него кредит — банк, как минимум, потребует от вас расчет сроков окупаемости. А чаще всего и развернутый бизнес-план с расчетами будущих денежных потоков, подтвержденный независимым оценщиком.

Как правительство собирается оценивать доходность и сроки окупаемости предлагаемых инфраструктурных проектов? Будут ли претенденты обязаны подтверждать свои бизнес-планы и расчеты у авторитетных и, главное, независимых (лучше международных) консультантов или им поверят на слово? Как государство будет обеспечивать возврат вложенных денег? Риск велик — ведь инфраструктурные облигации обычно рассчитаны на 15—30 лет.

Юристы обращают внимание на то, что в российском законодательстве есть много пробелов, которые могут помешать выпуску и нормальному функционированию инфраструктурных облигаций. А главное — надежному возврату таких инвестиций.

Проект закона об инфраструктурных облигациях, который четыре года назад готовило правительство, из-за кризиса был отложен и где-то затерялся. Может, лучше сначала обсудить с участниками финансового рынка, экспертами и обществом все правила функционирования инфраструктурных облигаций и написать хорошо продуманный закон?

Инфраструктурные облигации — хороший инструмент развития, который активно применяют другие страны. Такая практика развита в США, Китае, Чили, Австралии, Индии.

Но государство там не покупает инфраструктурные облигации, а дает эмитентам бумаг госгарантии.

Либо государство (в виде муниципалитетов или региональных администраций) само эмитирует такие бумаги. Покупателями выступают участники финансового рынка.

Да, среди покупателей инфраструктурных облигаций за рубежом много пенсионных фондов. Но зарубежные пенсионные фонды от нашего ВЭБа принципиально отличает то, что они дорожат своей репутацией, а их клиенты — будущие пенсионеры надежно защищены от потерь финансовым законодательством развитых стран. Наше законодательство этого не обеспечивает.

Идея инфраструктурных облигаций хороша тем, что позволяет разделить риски проекта между частным бизнесом и государством. Но только при условии, что в этом партнерстве есть и третья сторона — финансовый рынок. Именно посредничество финансового рынка обеспечивает эффективный контроль и гарантии возврата денег. Все просто: если проект кажется инвесторам надежным и выгодным, его облигации разойдутся на рынке. Если подозрительным — никто его бумаги не купит или потребует за свой риск очень высокие проценты. Участие государства должно только добавлять таким бумагам надежности и привлекательности.

Редакционная статья