Новый год на свои

17.10.2012 08:42

Банковские клиенты не готовы к предпраздничным кредитам

Большинство граждан не готово праздновать Новый год в кредит — в этом году лишь чуть более 40% банковских клиентов в принципе согласны увеличить персональную кредитную нагрузку ради новогодних покупок и подарков. В последний раз такую осмотрительность в предновогодних тратах потребители проявляли в 2009 году.

Согласно ежегодному исследованию ХКФ-банка, в текущем году 59% граждан не рассматривают для себя возможность приобретения новогодних подарков в кредит, в то время как в прошлом году лишь 38% респондентов были настроены столь категорично. Те, кто все же не исключает для себя возможности взять кредит для покупки новогодних подарков, отдают предпочтение кредитным картам — 44%, далее в списке предпочтений следуют кредиты наличными — 41%, на последнем месте кредиты на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредиты) — 16%. При этом около половины всех опрошенных ХКФ-банком планируют потратить на новогодние подарки от 10 тыс. до 30 тыс.

 руб., а 30% — свыше 30 тыс. руб.

ХКФ-банк проводит исследование предновогодних кредитных настроений с 2008 года. Исследование основано на телефонном опросе клиентов банка, в текущем году в нем приняли участие 667 человек — жителей городов-миллионников старше 20 лет.

Согласно статистике банка, доля опрошенных респондентов, в принципе не рассматривающих для себя возможность приобретения подарков в кредит, превышала 50% лишь в острую фазу кризиса: в 2008 году такой ответ дали 53% респондентов и 70% — в 2009 году.

В эти годы нежелание граждан брать кредиты для приобретения новогодних подарков объяснялось кризисными явлениями, в условиях которых граждане стремились не тратить, а сберегать, а банки практически приостановили выдачу кредитов. В результате, по данным ЦБ, за 2009 год совокупный объем кредитов населению сократился на 11%, до 3,57 трлн руб.

В текущем году ситуация обратная: банки демонстрируют очень высокие темпы розничного кредитования, за 11 месяцев 2012 года объем кредитов населению вырос на 36,3%, до 7,56 трлн руб. Такой агрессивный рост привел к повышению уровня закредитованности населения. «В апреле текущего года впервые количество заемщиков с несколькими кредитами превысило количество заемщиков с одним,— отмечает гендиректор НБКИ (одно из крупнейших бюро кредитных историй) Александр Викулин.— Наибольшими темпами растет доля заемщиков более чем с пятью кредитами. К декабрю 2012 года их доля превысила 8% против 4,79% на начало года». По прогнозам ЦБ, по итогам 2012 года объем кредитов физлицам может увеличиться более чем на 40%, что чревато повышенными рисками невозврата. «Закредитованность населения в настоящее время составляет 18% к уровню совокупных доходов. Это не очень высокий показатель, банки еще имеют возможность для увеличения кредитования физлиц, однако возникает вопрос качества этих кредитов»,— отмечал 10 декабря зампред ЦБ Михаил Сухов на заседании совета Ассоциации региональных банков.

Судя по исследованию ХКФ-банка, граждане насытились кредитами и не готовы увеличивать уровень кредитной нагрузки для покупки подарков к Новому году. «Многие из наших клиентов как раз недавно получили кредит и в данный момент в деньгах не нуждаются»,— отмечает директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-банка Евгений Сидоров. «На мой взгляд, рост доли граждан, не готовых прибегать к кредитам для покупки новогодних подарков, свидетельствует о том, что сами заемщики стали более объективно оценивать уровень кредитной нагрузки и не готовы увеличивать ее еще больше за счет кредитов на подарки,— говорит зампред правления КБ «Ренессанс Капитал» Олег Скворцов.— Вероятно, именно поэтому наиболее популярным видом кредита для покупки подарков являются кредитные карты, которыми можно оплатить новогодние покупки в рамках уже открытого кредитного лимита».

В прошлом году карты были вторым по популярности способом приобретения подарков в кредит — 35% респондентов отдали предпочтение им, 40% выбирали в 2011 году кредиты наличными. Такая динамика потребительских предпочтений вторит общим тенденциям развития рынка потребительского кредитования, отмечает Евгений Сидоров. В розничном кредитовании сегмент кредитных карт был одним из самых растущих в этом году: по данным ЦБ, за девять месяцев 2012 года (более поздние данные недоступны) их число увеличилось на 35,8%, до 20,4 тыс. штук. По данным агентства Frank Research Group, объем задолженности по карточным кредитам с начала года увеличился на 76,1%, до 715,1 млрд руб. на 1 ноября. За тот же период прирост объема кредитов наличными составил 42,9%, POS-кредитов — 1,55%.

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА