Нарушительный компонент

13.04.2012 05:02

Счетная палата проверила пенсионные накопления

По итогам проверок Счетной палатой деятельности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов обнаружено, что объем операций, проведенных с нарушениями, составил за восемь лет более 7 млрд руб. Главная проблема — отсутствие механизмов гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, отмечают в ПФР.

Счетная палата в течение периода с 2004 по 2012 год провела проверку деятельности по управлению пенсионными накоплениями, были проверены ВЭБ, выполняющий функции государственной управляющей компании, 14 крупных негосударственных управляющих компаний, а также восемь негосударственных пенсионных фондов (НПФ). С итоговыми результатами удалось ознакомиться «Ъ». За отчетный период СП выявила нарушения у всех проверенных НПФ — фондов «ЛУКОЙЛ-Гарант», Большой пенсионный фонд, Стальфонд, «Соцуиум», «Волга-Капитал», «Норильский никель», Ханты-Мансийский НПФ, «Русь» — больше чем у половины частных управляющих компаний («РФЦ-Капитал», «Тройка Диалог», «Лидер», «Атон-Менеджмент», БФА, «Альфа-капитал», БКС, «Металлинвесттраст»). В СП заявили, что объем выявленных нарушений превысил 7,2 млрд руб.

, то есть с накоплениями на такую сумму были совершены операции, нарушающие законодательство или нормативные акты.

Выявленные нарушения не влекли за собой нанесение ущерба и, как следствие, необходимость его возмещения, отмечают в СП. В основном нарушения были связаны с использованием услуг брокера, не отвечающего требованию открытия отдельного брокерского счета для пенсионных накоплений, несвоевременной передачей средств пенсионных накоплений в ПФР или несвоевременной выплатой финансовых средств правопреемникам.

Представители большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов указывают, что их действия были рассмотрены в плоскости учета пенсионных накоплений и не являются нарушением порядка инвестирования этих средств. «Нарушения преимущественно связаны с ошибочным зачислением контрагентами фонда средств, не являющихся пенсионными накоплениями, на счет, предназначенный для операций с ними. Эти несоответствия были исправлены»,— пояснили в пресс-службе НПФ «Норильский никель». В управляющих компаниях также говорят, что претензий к ним больше нет. «В 2007 году Счетная палата проводила проверку в части управления пенсионными накоплениями по договору с ПФР. По ее итогам был составлен акт, что брокер в ходе сделок с пенсионными накоплениями не учитывал их на отдельных счетах. При этом за сумму выявленных нарушений был взят объем сделок со средствами пенсионных накоплений за год. Мы оспорили указанные претензии, и в результате Счетная палата приняла нашу позицию и сняла претензии в отношении этих сделок»,— указывают в управляющей компании «Тройка Диалог».

В то же время, отмечает Счетная палата, ряд управляющих компаний возвращали в Пенсионный фонд России (ПФР) средства пенсионных накоплений в меньшем объеме, чем им было передано в доверительное управление. Например, по данным СП, управляющая компания «Металлинвесттраст» возвратила фонду в 2009 году (после провального 2008 года) на 16,2 млн руб. меньше, чем ей было передано. Впрочем, такая ситуация могла касаться многих управляющих компаний. По итогам 2008 года из-за катастрофического падения фондового рынка лишь одна из 54 компаний показала положительный результат управления пенсионными накоплениями. Между тем действующее законодательство позволяет ПФР, в отличие от НПФ, учитывать на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц отрицательный результат от инвестиционной деятельности управляющих компаний. Недополученные ПФР средства в соответствии с действующим законодательством управляющими компаниями не возмещаются, комментирует ситуацию аудитор СП Владимир Катренко. Компенсируются эти потери из бюджета. «В 2008 году ПФР в «письмах счастья» показал нулевой инвестиционный доход. При этом для компенсации убытка мы запрашивали более 25 млрд руб. из федерального бюджета, и эти средства нам были предоставлены»,— говорит представитель ПФР Марита Нагога.

Если инвестиционный результат управляющих компаний вновь будет отрицательным, скорее всего, ПФР снова запросит средства из федерального бюджета, а каков будет источник компенсации убытков негосударственных фондов — непонятно, подчеркивают в ПФР. «Высокие рыночные риски инвестирования пенсионных накоплений — главная причина вывода накопительного компонента из государственной пенсионной системы в добровольную, а более чем для 2 трлн руб. уже сформированных пенсионных накоплений необходим законодательно принятый механизм гарантирования сохранности»,— считает госпожа Нагога.

«Даже в этих условиях средняя доходность накоплений в НПФ превысила инфляцию»

Президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев считает, что отдельные нарушения участников рынка не повод отказываться от накопительного компонента пенсий.

— Не являются ли нарушения, выявленные Счетной палатой, весомым аргументом в пользу мнения об общей неэффективности действующей накопительной системы?

— Нет оснований утверждать, что накопительная компонента не оправдала себя. Обязательные накопления инвестировались через НПФ всего семь лет, из которых три года пришлись на тяжелый финансовый кризис. Но даже в этих условиях средняя доходность накоплений в НПФ превысила инфляцию. При этом необходимо рассмотреть возможность применения опыта других стран, например Швеции. Там, для инвестирования пенсионных накоплений действует принцип жизненного цикла пенсионера. Он предполагает инвестирование накоплений вновь вступающих в пенсионную систему граждан в акции, обеспечивающие высокую долгосрочную доходность, в дальнейшем доля акций снижается, и к моменту выхода на пенсию накопления оказываются размещенными в менее доходные, но более надежные инструменты. В частности, государственный пенсионный фонд Швеции 100% накоплений молодых работников, впервые вступающих в систему, инвестирует в акции, а затем ежегодно снижает их долю на 3%. Если бы в 2002 году в нашей пенсионной системе был использован этот принцип, то доходность пенсионных накоплений заметно превысила бы инфляцию. В период с 1 января 2002 года до начала октября 2012 года индекс акций РТС вырос на 450% при накопленной инфляции за этот же период в 190%. Годовая доходность десятилетних вложений в индекс РТС за этот период превысила бы инфляцию в среднем на 13,6%.

— Одним из недостатков накопительной системы считается плохое качество регулирования и надзора за инвестированием средств граждан (что также иллюстрируется последними данными Счетной палаты). Каким образом можно улучшить ситуацию?

— Сейчас в отношении НПФ действует система надзора, ориентированная на проверку соответствия их работы нормативам. Действия управляющих компаний ежедневно контролируются спецдепозитариями и Федеральной службой по финансовым рынкам. В практике других стран все шире внедряется более современная система риск-ориентированного надзора и управления, где контроль за нормативами заменяется или дополняется механизмами оценки и оптимизации инвестиционных рисков. У нас также разработана и представлена в министерства и ведомства «дорожная карта» по переходу к современной системе риск-ориентированного надзора, ее реализация рассчитана на период до 2018 года.

— В пенсионной стратегии Минтруда предлагается стимулировать граждан самостоятельно накапливать себе на пенсию, а работодателей — создавать корпоративные пенсионные системы. Эти механизмы могли бы стать альтернативой обязательным пенсионным накоплениям?

— Это невозможно. Добровольные пенсионные накопления работодателей и граждан перестали расти в реальном выражении еще с середины прошлого десятилетия. В настоящее время ими охвачено лишь около 8 млн человек, в то время как в обязательной накопительной системе участвует 74 млн. Кроме того, численность занятых в крупных компаниях снижается на 1 млн ежегодно, рост занятости происходит преимущественно в секторе услуг, где развитие корпоративных пенсионных систем не имеет перспектив. В крупных компаниях работает менее четверти всех занятых, и эта доля продолжает снижаться. Развитию добровольных корпоративных систем препятствует и высокая текучесть кадров, характерная для российского рынка труда. В условиях объективно ограниченной мобильности пенсионных планов значительная часть занятых в крупных компаниях не сможет сформировать дополнительные пенсионные накопления по месту работы.

— Одна из проблем пенсионной системы — большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы. Получается, одна из целей реформы 2002 года и появления накопительного компонента — вывод зарплат «из тени» — так и не достигнута?

— Доля формального сектора в российской экономике действительно падает: с 1999 по 2009 год она снизилась с 81% до 67%. Однако при условии принятия пенсионной стратегии в представленном виде этот процесс может лишь ускориться. Дело в том, что в новой пенсионной формуле связь между пенсионными взносами и размером пенсии существенно ослабеет. Соответственно, снизятся стимулы и для уплаты взносов.

Мария ЯКОВЛЕВА