Мобильные деньги «Яндекса»

03.07.2011 22:44

«Яндекс.Деньги» разработала аналог американского сервиса мобильных платежей Square: загрузив на смартфон специальное приложение, можно оплачивать банковской картой разные услуги. Например, такси

Платежная система «Яндекс.Деньги» подготовилась к приему платежей от владельцев банковских карт. Она разработала приложение «Яндекс.Касса» — аналог популярного американского сервиса Square: на смартфон крепится специальное устройство для считывания карт платежных систем MasterCard и Visa (ридер, POS-терминал), данные в зашифрованном виде поступают в приложение, а приложение совершает транзакцию, рассказала представитель «Яндекс.

Деньги» Ася Мелкумова.

С сегодняшнего дня «Яндекс.Кассу» начнет использовать один из московских таксопарков. На этапе тестирования сервис будет работать в четырех машинах, затем — в 200—300, а в будущем распространится и на другие таксопарки Москвы. Также «Яндекс.Касса» может пригодиться уличным кафе, небольшим магазинам, в том числе работающим в интернете, — всюду, где люди часто расплачиваются наличными, считает Мелкумова.

«Яндекс.Деньги» ориентируются на аудиторию, которая не привыкла к электронным деньгам, но пользуется банковскими картами, объясняет она. За каждую транзакцию компания будет взимать процент, какой именно — она не говорит. У PayPal и Square это 2,7—3,5% с суммы платежа.

Партнер «Яндекс.Денег» по этому проекту — SellbyCell заказывает ридеры для считывания карт в Китае, но по мере развития проекта планирует открыть производство в России, говорит ее представитель Эдуард Ириновский.

Платежи картами через мобильные телефоны стали популярны благодаря американскому проекту Square. В России с мая 2012 г. POS-терминалы распространяет Москомприватбанк: у него есть приложение iPay для iPhone и Android. А основанный российскими предпринимателями фонд Inventure Partners с соинвесторами вложил $1,6 млн в компанию Smartfin, разработавшую аналогичный сервис 2Can (с Visa и Промсвязьбанком).

Успех проекта «Яндекс.Деньги» будет зависеть от того, насколько он учитывает требования платежных систем Visa и MasterCard и практику, наработанную на Западе, говорит гендиректор Smartfin Николай Жмуренко. В первую очередь он имеет в виду требования безопасности, в том числе связанные с шифровкой данных. При этом важно, чтобы ридер можно было установить больше чем на несколько моделей смартфонов, добавляет он. На этот рынок очень просто войти — начальные расходы невелики, так что конкуренция будет высокая, предупреждал ранее председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Зато информация о мобильном эквайринге быстрее распространится среди потенциальных пользователей, они не будут опасаться совершать платежи с карт, т. е. конкуренты будут не мешать, а помогать друг другу, надеется Жмуренко.

«Яндекс.Касса» запускается своевременно — технология обкатана в западных странах и рынок набирает обороты, говорит менеджер по развитию электронной коммерции MasterCard в России Артем Пецюха. Обычные POS-терминалы не всегда удобное решение, особенно в малом бизнесе: часто пользователю — например, курьеру или водителю такси — просто некуда положить такое устройство. А «Яндекс.Касса» поможет компаниям привлечь клиентов, увеличить скорость и качество обслуживания, автоматизировать бизнес-процессы — воспользоваться всеми преимуществами расчетов банковскими картами, надеется он.

Счет на миллиарды

С августа 2012 г. использовать Square начала сеть кофеен Starbucks, заодно инвестировав в проект около $25 млн. По данным на сентябрь 2012 г., Square использовало более 2 млн компаний и предпринимателей США (рост за полгода вдвое), общий объем обработанных платежей превысил $8 млрд.

Анастасия ГОЛИЦЫНА