Микрофинансирование по-украински

15.01.2013 04:37

Российские компании оценили иностранный подход

Привлекательный для российских микрофинансовых организаций (МФО) украинский рынок оказался намного более зарегулированным, чем отечественный. За низкую конкуренцию и возможность без ограничения привлекать средства граждан МФО на Украине приходится платить выполнением жестких регуляторных требований, которые по силам лишь немногим российским игрокам.

Российская МФО «Деньги напрокат», заявившая о своем выходе на украинский рынок еще осенью 2012 года, смогла запустить там бизнес лишь в начале марта. «Приняв решение о выходе на Украину, мы столкнулись с тем, что процедуры регистрации оказались намного сложнее, длительнее по времени и более дорогостоящими, чем в России»,— рассказал «Ъ» исполнительный директор «Денег напрокат» Расим Исмаилов.

Причина таких различий — в жестком регулировании деятельности МФО на Украине. Надзор за ними на этом рынке осуществляет Национальная комиссия по регулированию в сфере финансовых услуг (Нацкомфiнпослуг, аналог российской Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)).

В отличие от России, на Украине для МФО действуют требования по размеру минимального уставного капитала — не менее 1 млн гривен, или 3,8 млн руб. Кроме того, на Украине для учреждения МФО необходимо подать в Нацкомфiнпослуг регистрационные документы, аудиторское заключение о достаточности капитала, типовую форму договора и правила выдачи займов, а также данные о соответствии сотрудников МФО квалификационным требованиям Нацкомфiнпослуга. «На рассмотрение заявки от МФО отводится один месяц, по истечении которого Нацкомфiнпослуг вполне может отказать в выдаче лицензии»,— рассказывает господин Исмаилов.

Впрочем, даже после получения свидетельства о регистрации компания не может сразу начать расширять сеть. «Чтобы открыть дополнительный офис, МФО снова должна обратиться в Нацкомфiнпослуг с ходатайством о получении соответствующего разрешения, на что уйдет еще как минимум полмесяца — на каждый офис»,— говорит господин Исмаилов. МФО должна представить договор аренды помещения (офис должен быть капитальным строением с отдельным входом). Если в дальнейшем учредитель намерен увеличить собственные средства компании, то это в соответствии с местным законодательством рассматривается как привлечение денежных средств и требует получения соответствующей лицензии. «Таким образом, по самым скромным подсчетам, необходимые затраты на старте составят не менее $150 тыс.»,— отмечает он.

В России регистрация в качестве МФО в ФСФР носит уведомительный характер. Приступать к выдаче займов компания может сразу после постановки на учет в налоговой инспекции в качестве, например, общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в 10 тыс. руб. Такая простота способствует быстрому росту числа МФО: по данным ФСФР на 19 марта, число зарегистрированных в реестре МФО составило 2,8 тыс., притом что регистрировать их ФСФР начала лишь в июле 2011 года. На Украине число участников рынка МФО гораздо скромнее. Так, по оценкам главного исполнительного директора МФО «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, реально действующих игроков на Украине сейчас чуть более 40, притом что всего в реестре числится около 250 финансовых компаний.

Ненасыщенность украинского рынка микрофинансирования и низкая конкуренция на нем привлекает российские компании даже несмотря на жесткое регулирование. «Главное достоинство украинского рынка — практически полное отсутствие конкуренции в регулируемом сегменте»,— говорит Андрей Бахвалов. По его оценкам, емкость украинского рынка превышает 100 млрд руб., в России — свыше 300 млрд руб. Есть на Украине и еще один важный плюс для МФО: в отличие от России, там не установлено законодательного ограничения на минимальный размер средств, привлекаемых от физлиц (в России можно привлекать средства граждан от 1,5 млн руб.).

Ольга ШЕСТОПАЛ