Между Медведевым и Путиным

13.07.2012 17:07

Экономисты призывают премьера Дмитрия Медведева пересмотреть бюджетную политику, которую он сформировал, будучи главой государства. При таких расходах на оборону и силовиков ему не удастся выполнить задачи по развитию образования и здравоохранения, поставленные президентом Владимиром Путиным

Высшая школа экономики (ВШЭ) проанализировала основные направления бюджетной политики на 2013—2015 гг., уже представленные Минфином в правительстве. Сегодня доклад будет отправлен Медведеву, обещает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Эксперты считают первые проектировки бюджета кабинета Медведева однобокими.

Сэкономили на курсе

Из-за падения прогнозной цены нефти (сейчас $115/барр.

, Минэкономразвития может снизить до $106—108) и сокращения поступлений от импортных пошлин в связи с вступлением России в ВТО доходы бюджета сокращаются с 38,9% ВВП в 2011 г. до 36,2% ВВП в 2015 г., говорится в «Основных направлениях бюджетной политики» (ОНБП). Региональные бюджеты тоже почти не растут: без межбюджетных трансфертов их доля в ВВП до 2015 г. остается на уровне 10,9—11% ВВП. Но такого быть не может, указывают эксперты ВШЭ: их расчеты показали, что доходы должны быть выше — 37% ВВП к 2015 г.

В ОНБП использован устаревший прогноз курса рубля к доллару, говорится в докладе: «Трудно предположить, что рубль начнет укрепляться, скорее наоборот». А более слабый рубль даст бюджету дополнительные нефтегазовые доходы, обещают эксперты. Прогноз доходов бюджетной системы в ОНБП «выглядит чрезмерно пессимистичным», указывают они.

Кривая структура

По мнению ВШЭ, структура бюджета перекошена: растут траты на оборону и правоохранительную деятельность (см. врез), но скудны расходы, связанные с развитием человеческого капитала. Поскольку оборонный комплекс не готов к производству современных вооружений, эксперты рекомендуют отказаться от форсированного роста закупок, «растянув программу перевооружения армии на более длительный период», говорится в докладе.

Федеральные расходы на образование сокращаются с 4,1% ВВП в 2011 г. до 3,9% ВВП в 2015 г. Незначительный рост их доли в тратах всей бюджетной системы обеспечивается лишь за счет сокращения суммарного объема расходов относительно ВВП, подметили авторы доклада. Все это означает, что нагрузка в основном ляжет на региональные бюджеты, предупреждают эксперты.

В здравоохранении ситуация немного проще, поскольку теперь за внебюджетными фондами закреплены источники доходов, говорится в докладе. Но общий объем финансирования здравоохранения с 2011 по 2015 г. увеличится только на 0,1%. Согласно ОНБП, к 2015 г. по сравнению с 2012 г. расходы федерального бюджета на здравоохранение сократятся на 171,4 млрд руб., или на 31% в номинальном выражении, а регионов — вырастут на 49%. Но такого просто не может быть, пишет ВШЭ, по плану расходы консолидированных бюджетов регионов должны вырасти всего на 24%. В ОНБП некоторые расходы на здравоохранение посчитаны дважды, заключают эксперты. Если этот двойной счет исключить, то расходы на здравоохранение в реальном выражении сократятся на 4,5%. С такими цифрами можно забыть о модернизации системы здравоохранения, она будет развиваться по инерционному сценарию, следует из доклада.

Дорогам тоже не повезло, констатирует ВШЭ. До сих пор затраты на них росли, но в основном за счет крупных проектов в Сочи и на Дальнем Востоке. К 2015 г. расходы по подразделам «Транспорт» и «Дорожное хозяйство» сокращаются на 0,2% до 2% ВВП. К тому же Минфин ждет, что региональные расходы на дороги тоже снизятся, напоминают эксперты. В режиме хронических заторов сейчас работает около 30% федеральной сети, в том числе все подходы к крупным и крупнейшим городам страны, говорится в докладе, надо ежегодно вводить около 500 км федеральных дорог и 4100—4200 км местных, тратя по 500 млрд руб.

Пустые обещания

Для развития образования к 2015 г. будет не хватать 0,4% ВВП, а здравоохранения — 0,6% ВВП, посчитали эксперты: без этих денег можно не ждать структурных реформ.

При таком бюджете нельзя достичь целей, обозначенных правительством и президентом (в том числе в первых указах Владимира Путина), выносят эксперты приговор. На здравоохранение нужно добавить как минимум еще 1,07 трлн руб. Выкрутиться за счет региональных бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования не удастся. Регионам для реализации госпрограммы «Развитие образования» к 2015 г. будет не хватать 350 млрд руб. (чуть более 10% от общих расходов на образование).

Минфин обязательно изучит доклад ВШЭ, обещает сотрудник ведомства: но для того, чтобы поменять структуру бюджета, нужны политические решения. Минфин тоже ратует за перенос оборонных расходов, напоминает он: перераспределить 700 млрд руб. в течение трех ближайших лет. Если будет принято политическое решение, можно будет переформатировать бюджет в пользу социальных и инфраструктурных статей, говорит собеседник «Ведомостей». «А с пересчетом проекта бюджета по курсу рубля спешить не нужно, давайте посмотрим, как поведет себя цена на нефть», — советует он. Слабый рубль действительно дает допдоходы, признает высокопоставленный чиновник правительства: снижение курса на один рубль приносит в казну 180 млрд руб., но нефть уже ниже прогноза в $115 за баррель.

Увеличивать прогноз доходов и расходов бюджета ни в коем случае нельзя, категоричен партнер ФБК Игорь Николаев: «Если экономика перестанет расти, то почему должны расти бюджетные статьи?» Главный показатель бюджета — цена нефти — слишком неопределенный, поэтому нет повода раздувать расходы, считает он.

Силовая казна

Резкий прирост расходов на армию и правоохранительные органы начался в 2012 г., это было решение прежнего президента, а сейчас премьера — Медведева. В 2011 г. расходы на оборону и правоохранительную деятельность составили 5,6% ВВП, уже в следующем году они должны вырасти до 6,6%. Для сравнения: расходы на транспорт и дорожное хозяйство в 2013 г. сократятся почти втрое — 2,3% ВВП.

Евгения ПИСЬМЕННАЯ

Документ к статье можно посмотреть на сайте источника.