Медведев не держит слово Путина

14.04.2012 12:04

Президент недоволен правительством: проект бюджета на 2013 год не учитывает взятые Владимиром Путиным предвыборные обязательства. Для выполнения всех ключевых задач правительству придется пройти «между Сциллой и Харибдой» стабильности и развития

Проект бюджета на 2013—2015 гг., внесенный Минфином в правительство, вызвал резкую критику Владимира Путина, обнаружившего в нем «системные сбои»: неисполнение указов президента. Получается, что указы сами по себе, а те, кто должен их исполнять, — сами по себе, заключил президент: «Так быть не может, и так не будет, хочу сразу об этом сказать» (цитаты по Kremlin.ru).

В мае президент принял 11 указов по решению неотложных проблем страны, сформулированных им в предвыборный период, и часть этих решений должна была быть готова уже к осени.

У Путина претензии к тому, что проект бюджета не учитывает планы по реформированию пенсионной системы — согласованные предложения правительство до сих пор не представило, не готовы предложения по социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, по формированию условий для ипотечного кредитования граждан и улучшения жилищных условий семей с тремя и более детьми, не утверждены образовательные стандарты, правовые акты по повышению зарплат работникам культуры. Сроки исполнения этих поручений в указах — июнь — август. «Если все оставить, как в проекте [бюджета] изложено, то и другие пункты этих указов исполнены быть не могут, я уже это вижу, а они должны быть исполнены», — заявил на вчерашнем совещании с министрами Путин. Больше всех, по его мнению, провинились министры регионального развития и труда, они заслужили выговор (см. врез).

Нужен бюджет развития, выполнение предвыборных социальных обязательств, но также ужесточение бюджетной политики, формирование резервов и контроль над инфляцией — сориентировал министров президент. Признав сложность их работы, он заключил, что правительству придется «пройти между Сциллой и Харибдой».

Критика президента как гром среди ясного неба, признается сотрудник аппарата правительства: «Думали, что совещание окажется формальностью, — согласованный [всеми ведомствами] бюджет планируется в четверг обсудить на заседании правительства». Невыполнение некоторых положений президентских указов чиновник объясняет не только дефицитом средств, но и межведомственными разногласиями. Это касается не только пенсионной реформы, но и, например, развития Дальнего Востока, приводит пример собеседник «Ведомостей»: «Кидаться деньгами и обещаниями проще всего, а потом узнаем, что дорогостоящие дороги на Дальнем Востоке смывает ливнем». А выговор — это хоть и не страшно, но обидно, особенно если публичный, сочувствует министрам чиновник.

«Сцилла и Харибда» Путина — это на самом деле выбор между стабилизацией, т. е. наращиванием резервов, и поддержкой экономического развития, говорит эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. По проекту бюджета за три года резервный фонд пополнится еще почти на 2 трлн руб.: 373,4 млрд в 2013 г., 596,3 млрд в 2014 г. и 818,6 млрд в 2015 г. Ключевой вопрос — как бюджетная политика будет балансировать между фактическим изъятием денег из экономики и необходимостью поддержки ее развития, объясняет он, а в бюджетной стратегии такой вопрос толком не ставится, вот президент и недоволен. «Направления бюджетной политики на 2013—2015 гг.» начинаются со слов, что в их основе — стратегические указы президента.

В проекте бюджета на 2013 г. доходы увеличены — в сравнении с июльскими проектировками — на 470 млрд руб.: помог новый макропрогноз Минэкономразвития с более высоким номинальным ВВП и более слабым курсом рубля, говорит эксперт Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. Расходы остались прежними, в итоге дефицит сократился с 1,5 до 0,8% ВВП: заработало бюджетное правило — этот пункт указа правительство выполнило.

«Но интрига не в этом», — рассуждает Чернявский. Путин упрекает правительство в отсутствии решения по пенсионной реформе, хотя установленный им же для этого срок — 1 октября, а единственный несогласованный показатель — ставка накопительного взноса. Социальный блок правительства предлагает сократить взнос с 6 до 2—4%, финансово-экономический — резко против. Сокращение взноса до 2—4% высвободит лишь 100—200 млрд руб., но даже эти средства позволили бы выправить ситуацию с финансированием здравоохранения и образования, замечает Чернявский: расходы на эти сферы в 2013 г. снижаются на 65,5 млрд руб., вместе с поддержкой экономики — почти на 117 млрд руб. Одновременно вводить бюджетное правило и раздувать расходы на оборону, социальную политику невозможно, чисто арифметически чем-то надо жертвовать — поддержкой экономики, здравоохранением, образованием, продолжает он.

Жертвовать «человеческим капиталом» не хочется, но и фактическая отмена накопительной части — решение тяжелое, может быть, Путин полагал, что правительство примет это решение за него, рассуждает Чернявский: отсюда и «разнос» министрам.

Ведомства, напротив, ждали, что с решением поможет президент, но «никто не кивнул головой», вздыхает чиновник социального блока: «Сегодняшние слова Путина дают основания полагать, что тему [снижения накопительного взноса] надо было дожимать». Проблема финансирования части дефицита (Минтруд и ПФР предлагали найти недостающее за счет сокращения накопительной части, а Минфин предлагал сэкономить за счет изменения порядка индексации пенсий) фактически снята — благодаря тому же макропрогнозу с более высокой инфляцией, говорит собеседник «Ведомостей». Бюджет Пенсионного фонда полностью сбалансирован с федеральным бюджетом, который направит на покрытие дефицита 1 трлн руб. (1,5% ВВП) в 2013 г.

Без понимания, какой будет пенсионная система, невозможно понять, каким будет трансферт из бюджета, все достигнутые ведомствами договоренности основаны на гипотезе, а если будет принята другая версия реформы, то гипотезу придется пересмотреть, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Решения принимались впопыхах и уже несут риски — нормативной базы для них до сих пор нет, они не увязаны с другими параметрами реформы, признает чиновник ведомства, участвующего в обсуждении пенсионной стратегии.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заверила «Ведомости», что замечания президента обязательно будут учтены: «Каким образом, пока говорить рано — нужно дождаться возвращения вице-премьеров и министров [из Сочи, где проходило совещание]». Чиновник Минфина предполагает, что это будет сделано ко второму чтению бюджета в Госдуме. Но пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уверен, что «замечания президента должны быть учтены до внесения бюджета в Госдуму, т. е. до 1 октября».

В порядке субординации

Объявить выговор министрам должен их начальник Дмитрий Медведев, считает президент. По ст. 24 закона «О правительстве» объявить выговор министру может только президент по представлению премьера, объясняет пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Такие представления будут сделаны, говорит она.

Ольга КУВШИНОВА, Максим ТОВКАЙЛО, Филипп СТЕРКИН