МДМ Банк сменил направление

09.07.2011 02:01

Корпоративные заемщики опять нарастили просрочку

За август МДМ Банк нивелировал достижения всех предыдущих семи месяцев года по сокращению просрочки в портфеле корпоративных кредитов. Этот показатель вырос сразу на четверть, а доля плохих долгов увеличилась на 1,6 процентного пункта. Впрочем, в банке уверяют, что ухудшение качества портфеля техническое.

Данные о росте просроченной кредитной задолженности корпоративных клиентов МДМ Банка содержатся в его официальной отчетности по российским стандартам, опубликованной на сайте ЦБ. За август этот показатель увеличился на 2,3 млрд руб., с 8,9 млрд до 11,2 млрд руб.

В относительном выражении корпоративная просрочка увеличилась на 26,1%. Среди частных банков из топ-20 по объему корпоративного кредитного портфеля на 1 сентября МДМ Банк лидирует как по абсолютному, так и по относительному приросту просрочки за месяц. За пределами топ-20 конкуренцию ему по росту просрочки среди частных банков из топ-50 составил только Транскапиталбанк (ТКБ). У него в августе наблюдалось увеличение корпоративной просрочки почти на 62,9%, до 4,9 млрд руб. Впрочем, в абсолютном выражении рост просрочки у ТКБ был несколько меньше, чем у МДМ Банка — 1,9 млрд руб. Лидирует МДМ Банк в топ-20 и по росту доли просроченных кредитов в корпоративном портфеле. За август она увеличилась на 1,6 процентного пункта, с 5,9% до 7,5%. У других банков из топ-20 рост этой доли в августе не превышал 0,4 процентного пункта. Уровень просрочки у ТКБ увеличился с 3,9% до 6,2%.

В Транскапиталбанке сообщили, что просроченный кредит полностью обеспечен. В пресс-службе МДМ Банка уверяют, что рост его просрочки технический. «Она возникла в результате временных финансовых трудностей у нескольких корпоративных клиентов банка. Мы заранее знали об этом, и эти действия были полностью согласованы с банком. В ближайшее время просрочка будет погашена в полном объеме»,— пояснили в банке. Впрочем, с начала текущего года таких технических скачков просрочки в МДМ Банке не наблюдалось. Напротив, ему удавалось планомерно снижать уровень плохих кредитов. С 1 января и до 1 августа доля просрочки в его корпоративном портфеле снизилась с 7,56% до 5,91%. Снижение просрочки в абсолютном выражении за первые семь месяцев этого года составило 1,8 млрд руб., с 10,7 млрд до 8,9 млрд руб. Таким образом, результаты одного августа перечеркнули результаты всех предыдущих семи месяцев.

«Чтобы понять, насколько серьезный характер имеет такой скачок просрочки, нужно видеть ее структуру: если прирост обеспечен большим количеством клиентов, то ничего хорошего в этом нет, если же просрочка возникла по одному-двум кредитам, то все зависит от причин произошедшего. Техника — это если заемщикам, например, не удалось пролонгировать кредит из-за несоблюдения формальных процедурных вопросов»,— говорит зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков. При этом важное значение имеет процентная маржа банка, которая не отражается в отчетности по РСБУ, продолжает господин Поляков: «Учитывая большой абсолютный прирост просрочки, ее может оказаться недостаточно для формирования резервов под проблемный портфель такого объема». «Корпоративные кредиты тем и отличаются, что всего один клиент способен испортить общую картину банку по просрочке»,— указывает и старший вице-президент Промсвязьбанка Алексей Федоткин. В целом же на рынке сейчас наблюдается обратный тренд: доля корпоративной просрочки снижается, отмечает он.

Не лучшую ситуацию с качеством кредитов признавал и сам МДМ Банк. В интервью «Ъ» 11 мая его глава Игорь Кузин рассказывал о планах по созданию специального фонда для перевода туда проблемных активов. Как сообщал «Ъ» 2 августа, такой фонд уже создан, и сделка по переводу проблемных активов будет закрыта до конца года. «Не исключено, что в преддверии этой сделки банк просто начал отражать просрочку, которая раньше камуфлировалась, и это вполне могли быть дефолтные кредиты, реструктурированные еще в кризис 2008 года»,— предполагает один из собеседников «Ъ». Ситуация, когда такие ссуды повторно выходят на просрочку, становится все более распространенной для банков. В частности, с этим столкнулись банки «Санкт-Петербург» и «Уралсиб» (см. «Ъ» от 1 июня).

Александра БАЯЗИТОВА, Ольга ШЕСТОПАЛ

см.  МДМ Банк