Машина дорогого стоит

18.05.2010 09:48

Ставки по автокредитам повысились, но это пока не пугает потенциальных покупателей

С этого месяца покупка автомобиля может обойтись значительно дороже. Сбербанк повысил ставки по автокредитам. Диапазон ставок по базовой программе в рублях вырос с 13—16,5% до 14,5—17%. В валюте тот же показатель увеличился с 10—13,5% до 11,5—14%. Эксперты ожидают, что вскоре и другие банки последуют примеру Сбербанка, однако полагают, что пока рост ставок не станет сдерживающим фактором для приобретения автомобиля.

На сегодняшний день кредит на покупку машины входит в тройку самых популярных видов займов.

По данным исследовательского холдинга Ромир, чаще всего люди берут потребительский кредит (45% россиян брали его в этом году), далее идет кредит на неотложные нужды (14%) и затем автокредитование (8%). По итогам 2011 года продажи новых легковых автомобилей в кредит на российском рынке составили 1,09 млн. единиц. Это пока ниже уровня 2008 года, когда по кредитным программам было реализовано 1,3 млн. автомобилей при общем годовом объеме продаж в 2,7 млн. машин. Как поясняет аналитик авторынка Кирилл Маркин, рост ставок по автокредитам связан с общей политикой Центрального банка, который в сентябре повысил ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта — до 8,25%.

«Финансово-кредитные учреждения вынуждены приводить в соответствие свои нормативы, создавать резервы и, конечно же, менять схему работы, чтобы сохранять приемлемую норму прибыли, — поясняет «НИ» г-н Маркин. — То что Сбербанк одним из первых повысил ставки на свои услуги, является отражением консервативной политики банка, а также его статуса. Естественно, на этом фоне более мелкие игроки попытаются демпинговать, чтобы повысить свою потенциальную привлекательность в глазах заемщиков». Однако и они, убежден аналитик, с течением непродолжительного промежутка времени, вынуждены будут «подкрутить» ставки по своим кредитным продуктам, поскольку работать «в минус» определенно никто не стремится.

Эксперт полагает, что повышение ставок по кредитным продуктам не станет существенным сдерживающим фактором для российского рынка автокредитования. «Возможен лишь краткосрочный спад, который продлится один-два месяца, но поскольку все коммерческие банки будут повышать стоимость кредитования для заемщиков, то у потенциальных потребителей попросту не останется выбора, — говорит аналитик. — Более того, кредитование сейчас удобнее, нежели покупка автомобиля на собственные средства (в том случае, когда нет возможности аккумулировать внушительную сумму), а для кого-то это вообще единственный способ получить собственный автомобиль». Согласно подсчетам аналитиков, средневзвешенная цена новых иномарок, проданных на российском рынке в первом полугодии, составила 987,2 тыс. руб. против 888,2 тыс. руб. в 2011 году.

Пока эксперты затрудняются сказать, насколько сильно могут вырасти ставки в этом году, тем не менее дальнейший их рост не исключают. «Развитие ситуации со ставками во многом зависит от позиции Центробанка, — сказал «НИ» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Также не последнюю роль играет и внутренняя конкуренция между банками. Пока еще не все банки вслед за Сбербанком подняли ставки. Кто-то может их какое-то время не поднимать, чтобы привлечь к себе часть клиентов. Но в конечном счете стоимость денег растет, поэтому ставки будут поднимать все».

Г-н Удалов также отмечает, что повышение ставок, которое мы видим сейчас, покупателей, вероятно, не отпугнет. Но и здесь есть своя верхняя планка. «В частности, ставка в 20% может очень серьезно повлиять на количество выдаваемых кредитов, но это существенное повышение, и в этом году вряд ли мы увидим нечто подобное», — говорит эксперт. По мнению г-на Удалова, в текущем году в нашей стране будет продано 2,72 млн. новых легковых автомобилей, из них в кредит — от 1,09 до 1,22 млн. «Сейчас с помощью кредитных программ в среднем продается порядка 40—45% новых легковых автомобилей против 40—42% в году минувшем, — говорит Сергей Удалов. — Такой диапазон связан с тем, что картина в действительности очень разноплановая. Здесь многое зависит и от региона, и от брендов. Если у производителей есть хорошие кредитные программы либо есть договоренности с банками, у них объем продаж автомобилей в кредит намного выше, чем в среднем. Продажи в кредит от общего уровня могут доходить и до 60%».

Евгения ЗУБЧЕНКО