Лизинговые платежи за ближнемагистральные самолеты стабилизировались

04.03.2012 12:16

По данным ведущих лизинговых компаний, во второй половине 2012 г. снижение ставок по лизинговым платежам за ближнемагистральные лайнеры семейства Airbus A320 наконец-то стабилизировалось. При этом разница между лизинговыми ставками по самолетам A320 и Boeing 737—800 стала минимальной. В то же время, по словам ведущих экспертов, из-за постоянного увеличения темпов производства новых узкофюзеляжных самолетов такая ситуация на рынке может продержаться недолго, и ставки по лизинговым платежам снова начнут снижаться.

Лизинговые компании отмечают, что снижение ставок на лайнеры A320 остановилось во второй половине предыдущего года, с того момента значительных колебаний не отмечается и средний размер лизинговых платежей стабилизировался на одном уровне. В начале 2012 г.

 ставка по лизинговым платежам за новый самолет A320 колебалась в диапазоне от $300 тыс. до $350 тыс. в месяц, тогда как размеры лизинговых платежей за лайнеры Boeing 737—800 были выше $350 тыс. в месяц. На данный момент размер лизинговых платежей за лайнеры A320 стабилизировался на отметке $350 тыс., тогда как ставки по самолетам 737—800 снизились до $370 тыс. в месяц.

Эксперты отмечают, что ставки по лизинговым платежам на самолеты A320 находятся на рекордно низком уровне после мирового финансового кризиса в 2008 г. В Азию в 2012 г. новые лайнеры семейства A320 поставлялись с лизинговыми платежами в размере $275 тыс. в месяц, тогда как одна из будущих поставок была согласована с лизинговыми платежами в размере $315 тыс. в месяц.

Голландская лизинговая компания AerCap была в числе первых, кто отметил, что размер лизинговых платежей по самолетам A320 достиг своего нижнего уровня. В IV квартале 2012 г. это мнение было поддержано и другими лизингодателями, в числе которых были такие компании как Aircastle, Air Lease и FLY Leasing.

Представители авиаперевозчиков поддержали позицию лизинговых компаний в части значительного снижения размеров лизинговых платежей. И причиной этому послужило множество факторов. Что касается разницы в ставках арендных платежей на самолеты A320 и Boeing 737—800, то здесь есть несколько причин. Во-первых, программа A320 старше аналогичного проекта конкурента на 10 лет. Напомним, что первые лайнеры A320 появились на рынке в 1988 г., тогда как самолеты Boeing 737—800 были запущены в эксплуатацию в 1998 г.

Во-вторых, за последние 13 лет обанкротилось множество различных авиакомпаний, которые в большинстве своем эксплуатировали самолеты семейства A320. Естественно, что вторичный рынок испытывал перенасыщение данными самолетами, что негативно сказалось на уровне лизинговых платежей.

По данным агентства Ascend, по состоянию на 11 февраля 2013 г. в эксплуатации находилось 2933 самолета Airbus A320, тогда как 121 авиалайнер находился в хранении или в транзите. В общей сложности лайнеры A320 эксплуатируют 282 оператора, а средний возраст самолетов этой модели составляет восемь лет. Что касается портфеля заказов на данные авиалайнеры, то он насчитывает 1320 единиц.

Что касается самолетов Boeing 737—800, то эти лайнеры эксплуатируют 167 различных авиакомпаний, а средний возраст данных машин составляет шесть лет. В настоящее время в эксплуатации находятся 2770 самолетов этой модели, тогда как 25 машин находятся на хранении. Портфель заказов на воздушные суда 737—800 насчитывает 1378 единиц. По сравнению с Airbus в компании Boeing старались придерживаться более строгой политики в отношении темпов производства узкофюзеляжных самолетов, и это помогло американскому авиастроителю избежать перенасыщения рынка. Однако со временем эта ситуация начинает меняться.

В течение последних двух лет темп производства самолетов семейства 737NG увеличился более чем на 20% до 38 авиалайнеров в месяц. В первой половине 2014 г. темп производства должен будет увеличиться до 42 самолетов в месяц, соответственно Boeing по темпу выпуска своих ближнемагистральных лайнеров догонит компанию Airbus.

Эксперты отмечают, что за последние годы размеры лизинговых платежей за самолеты 737—800 находились на приемлемом уровне во многом из-за низкой доступности данных лайнеров на рынке. Действительно, продажи лайнеров Boeing 737—800 были не такими высокими, как Airbus A320, однако часть аналитиков предполагает, что в скором времени на рынке появится значительное количество поддержанных самолетов 737—800, поскольку подойдут к окончанию сроки действия первоначальных договоров лизинга. В то же время источники в лизинговых компаниях считают, что многие из этих договоров могут быть продлены, а значит, поставки могут быть ограничены.

Согласно данным аналитических агентств, недавно были продлены договора лизинга на самолеты 737—800, выпущенные в 2006 г. Размер лизинговых платежей по продленным договорам составил $260 тыс. В то же время представители лизингодателей отмечают, что такого же снижения ставок по лизинговым платежам, как у Airbus A320, в отношении самолетов Boeing 737—800 не отмечается, однако некоторые азиатские перевозчики пытаются заключить договора лизинга с размером платежей менее $350 тыс.

Представитель одной из лизинговых компаний поддерживает данное мнение, отмечая, что в прошлом году новые лайнеры Boeing 737—800 поставлялись согласно договорам лизинга с размером лизинговых платежей в диапазоне от $380 тыс. до $400 тыс. Что касается запланированных поставок на 2014 г., то они будут осуществляться с лизинговыми платежами в размере $370 тыс. в месяц. В то же время некоторые перевозчики настаивают на снижении размера лизинговых платежей до $330—340 тыс.

Стоит отметить, что по мнению аналитиков, в ближайшее время ставки по лизинговым платежам в отношении лайнеров Boeing 737—800 могут снова начать увеличиваться. Такое может произойти, если Boeing закроет 200 последних слотов на самолеты семейства 737NG перед тем, как перейти к выпуску ремоторизованных лайнеров 737 MAX.

В компании Airbus отмечают, что последние события, связанные со стабилизацией размеров лизинговых платежей на самолеты семейства A320, говорят о том, что в ближайшем времени ставки по этим платежам начнут увеличиваться.

В то же время представители компании Boeing Capital Corporation (BCC) подчеркивают, что в течение следующих двух лет на рынке будет доступно большое количество самолетов семейства A320, что, безусловно, приведет к очередному снижению размера лизинговых платежей. Согласно последним прогнозам, до 2014 г. на рынке будет доступно 960 самолетов семейства A320, тогда как лайнеров Boeing 737—800 будет лишь 607 единиц.

В 2013 г. доступные лайнеры A320 будут включать в себя как новые, так и поддержанные воздушные суда, тогда как в 2014 г. одна треть всех доступных самолетов будет состоять из новых машин. Аналитики BCC отмечают также, что в течение следующих двух лет на рынке может появиться достаточно большое количество самолетов семейства A320, выпущенных ранее 1998 г. В результате появление на вторичном рынке лайнеров A320 и 737—800 приведет к дальнейшему росту давления на размеры лизинговых платежей. Эксперты подчеркивают, что в 2002—2004 гг. высокие темпы производства узкофюзеляжных лайнеров со стороны компании Airbus уже привели к снижению стоимости и размеров лизинговых платежей на самолеты A320. В этот раз такая ситуация может повториться снова.

Что касается самолетов Boeing 737—800, то здесь ситуация иная. Представители лизингодателей отмечают, что в настоящее время поставщики из последних сил пытаются найти свободные слоты, чтобы удовлетворить спрос на данные авиалайнеры до момента появления ремоторизованных Boeing 737 MAX. Естественно, что эти факторы приводят к тому, что ставки по лизинговым платежам на самолеты 737—800 превышают аналогичные ставки на лайнеры A320.

Артур НУРГАЛЕЕВ

Обзор подготовлен по материалам Airline Fleet Management и Flightglobal