Лизинг от госбанка

29.11.2012 06:53

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий прямое исключение из-под действия закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» межбанковских и лизинговых операций, осуществляемых кредитными организациями.

При этом под лизинговыми операциями в законопроекте понимаются случаи, когда заказчик — кредитная организация выступает в качестве лизингодателя, то есть за счет привлеченных и(или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Из-под действия закона планируется также вывести отношения, связанные с куплей-продажей драгоценных металлов и заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами — за исключением внебиржевых поставочных производных финансовых инструментов, базовым активом которых является реальный товар.

Как отметил член правления GE Money Bank Эльман Мехтиев, изменения коснутся банков, в которых доля государства составляет 50 и более процентов. Поэтому они не отразятся на рыночной ситуации, но и не помогут самим этим банкам в поиске способов уменьшении стоимости оборудования, закупаемого для предоставления в последующий лизинг. Директор гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф» Вероника Казакевич пояснила, что целесообразность изменений объясняется особенностями межбанковских операций — срочностью их совершения и отсутствием понимания необходимости их совершения в долгосрочной перспективе.

— Так, например, межбанковский кредит — это способ оперативного привлечения денежных средств, используемый для поддержания платежеспособности баланса и обеспечения бесперебойности выполнения обязательств, который может размещаться, например, на 1 день, — отметила эксперт. — В связи с этим не представляется возможным, во-первых, спрогнозировать необходимость использования такого инструмента и включить его в план закупок, а во-вторых, бесперебойность осуществления операций предполагает принятие экстренных мер, что невозможно в формате проведения закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ. Таким образом, к моменту завершения закупки необходимость в кредите может вообще отпасть.

Что касается драгоценных металлов и производных финансовых инструментов, по словам Казакевич, названные виды сделок предполагают их заключение в режиме реального времени и по ценам, постоянно изменяющимся в соответствии с конъюнктурой внутреннего и внешних рынков. Таким образом, если указанные сделки должны заключаться в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ, т. е. через процедуру закупки, то они не смогут совершаться на рыночных условиях, т. к. рыночная цена определяется в условиях реального времени и постоянно изменяется. Следовательно, необходимость совершения сделок через процедуру закупки может привести к отрицательному финансовому результату такой деятельности кредитной организации.

В целом эксперт оценила предлагаемые изменения как положительные и предположила, что принятие законопроекта позволит кредитным организациям с государственным участием эффективно осуществлять свою деятельность, не нарушая требования законодательства.

Евгения НОСКОВА