Легкий кредит «Альфы»

29.03.2012 00:48

Альфа-Банк начал строить собственную сеть микроофисов. В ноябре — декабре он открыл около 100 таких точек — почти половину его полноценной сети отделений

Микроофисы открываются в регионах — в торговых центрах и магазинах, куда люди приходят за покупками или просто провести время. «Это стойки с двумя сотрудниками, они продают кредиты наличными, а с марта будут предлагать еще и кредитные карты», — описывает член правления Альфа-банка Алексей Коровин. Максимальный кредит, который можно получить в микроофисе, — 100000 руб. за 15 минут, весной лимит вырастет до 250000 руб.

Пока проект работает в пилотном режиме — один микроофис выдает 20—30 кредитов в месяц.

План — удвоить этот показатель.

При этом в ближайшее время «легкая сеть» расширится еще примерно на 20000 точек — «Альфа» переформатирует под выдачу нецелевых кредитов свои стойки у ритейлеров-партнеров, где банк кредитует покупку товаров.

Осенью источники, близкие к банку, рассказывали «Ведомостям», что «Альфа» интересовалась покупкой «Евросети», которая привлекла банк «сетью продаж — более 5000 точек по всей стране, в которых можно было бы продавать кредиты». Представители Альфа-банка эти планы никогда не комментировали.

Оценивать, как «легкая сеть» позволит нарастить портфель «Альфы», «преждевременно», но она привлечет «много новых клиентов», которым банк потом может «предложить другие продукты и наладить долгосрочные отношения», отмечает Коровин. По его словам, затраты на такую сеть в десятки раз ниже, чем на открытие отделения, — всего лишь аренда пары квадратных метров и оборудование рабочего места. Формат микроофисов удобен для привлечения массовых клиентов — человеку никуда не надо специально ехать, он может оформить кредит во время шопинга или, например, по пути на работу, рассказывает Коровин.

«Подобный формат очень мобильный, операционные издержки невелики, при этом он оптимален для продажи наиболее массовых высокомаржинальных продуктов», — согласен аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов.

Стратегия Альфа-банка до 2015 г. предусматривает рост розничных клиентов с 6 млн до 10 млн человек, розничного портфеля — втрое с $2,8 млрд. За прошлый год доля розницы в портфеле банка выросла с 12 до 16,5% до 155 млрд руб. К концу 2014 г. эта доля должна вырасти до 20%, рассказывал ранее главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей.

«Альфа» — не первый банк, который пытается раскинуть сети. ХКФ-банк тоже открывает микроофисы в торговых центрах и магазинах — за прошлый год банк таким образом увеличил свою сеть почти на 5000 точек продаж. «Мы считаем эффективным для своей бизнес-модели формат небольших офисов», — говорит директор департамента ХКФ-банка Александр Антоненко. «Появление офисов легкого формата — эволюция банков, основанная на здравом смысле и экономической целесообразности», — рассуждает старший вице-президент ВТБ 24 Алексей Верхутин. ВТБ 24 с 2012 г. начал «промышленный тираж» офисов на территории предприятий — клиентов по зарплатным проектам, клиенты могут получить там «полный набор услуг», но за счет компактности и небольших инвестиций на открытие такой офис окупается менее чем за два года, поясняет Верхутин.

Замахнулись на Сбербанк

Крупнейшая сеть — Сбербанка насчитывает сейчас около 19000 отделений. Госбанк постоянно оптимизирует ее, снижая расходы по содержанию и пытаясь закрыть нерентабельные отделения.

Наталия БИЯНОВА

см.  Альфа-Банк