Кредитование в магазинах пострадает от грамотности россиян

01.11.2010 19:51

Все больше граждан будет осознавать, что брать кредит прямо в магазине дороже. За год объем POS-кредитования вырос всего на 10%

На фоне высокого интереса к потребительским займам без залога, портфель которых за год вырос на 65%, кредитование в точках продаж с июля 2011-го по июнь 2012-го увеличилось лишь на 10%. Об этом свидетельствует исследование рейтингового агентства «Эксперт РА». Тем не менее банкиры не спешат делать прогнозы о радикальном снижении доли POS-кредитов (выдача займов на покупку товаров и услуг в торговых точках) в ближайшие пять лет. Их вытеснение с рынка будет происходить по мере роста финансовой грамотности населения.

По итогам I полугодия 2012 года, согласно отчету «Эксперт РА», объем кредитов населению, не обеспеченных залогом, достиг 4,1 трлн рублей.

Показатель более чем вдвое превышает ипотечный портфель банков (1,6 трлн рублей) и сопоставим с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 трлн рублей). В целом высокий интерес к потребкредитам без залога обеспечен существенным ростом портфеля нецелевых займов — кредитов наличными и займами по кредитным картам. За год (II полугодие 2011 года и I полугодие 2012 года) их объем увеличился на 70%, в то время как портфель POS-кредитов — менее чем на 10%.

Зампредседателя правления банка «Хоум кредит» Юрий Андресов указывает, что на существенном росте портфеля необеспеченных кредитов населению отразилась в целом благоприятная экономическая ситуация в стране — низкие показатели по безработице, невысокий уровень инфляции и прочее. Эксперт признается, что, хотя риски в сегменте беззалогового кредитования населения высоки (наиболее рисковым, кстати, сегментом является кредитование покупки телефонов), аргументом в пользу интереса банков к работе на этом рынке является высокая маржинальность потребительских займов.

При этом небольшой рост портфеля POS-кредитов по сравнению с займами наличными и банковскими картами банкиры не спешат связывать со снижением интереса к данному продукту. Вице-президент Номос-банка Дмитрий Вечканов считает, что полученные данные обусловлены высокими темпами роста нецелевых кредитов за счет увеличения как их количества, так и средней суммы займа.

— В случае с POS-кредитами их размер ограничен целевой направленностью (покупка бытовой техники, одежды, турпутевок) и варьируется от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, — говорит Вечканов.

В ближайшие пять лет доля POS-кредитования вряд ли уменьшится радикально, указывает директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков. Клиентам, по его словам, по-прежнему удобно получать деньги на месте, а для банков это удобные короткие кредиты на небольшие суммы, которые быстро погашаются и чаще выдаются. Но с ростом финансовой грамотности, когда заемщики начнут более тщательно сравнивать стоимость кредита и уровень доходов, клиентские предпочтения изменятся, добавляет Пятков.

— Постепенно заемщики осознают, что POS-кредитование хотя и комфортнее, но дороже, поэтому этот вид кредитования будут вытеснять банковские карты, — уверен Пятков.

Вячеслав Андрюшкин, в свою очередь, указывает на преимущество кредитных карт для банков.

— Они позволяют использовать широкие возможности кобрендинга и предлагать дополнительные продукты и услуги, — говорит банкир. — Поэтому при равных параметрах самого кредита возможности продвижения кредитных карт больше. Кроме того, у банков существуют обязательства перед международными платежными системами Visa и Mastercard по выпуску определенного количества карт. В связи с этим выдача кредитов на карту имеет дополнительные преимущества по сравнению с POS-кредитованием.

Татьяна ШИРМАНОВА