Клиент без отрыва от производства

13.08.2012 16:36

Банки расширяют корпоративные сети

Крупные банки ищут новые способы развития своего бизнеса. Чтобы их зарплатные клиенты не достались конкурентам, они все чаще открывают мини-отделения прямо в офисах у корпоративных клиентов. Такие отделения дешевле обычных и окупаются быстрее, но ограничены в ассортименте продуктов и услуг.

Вчера о запуске проекта «Банк на работе» объявил глава ВТБ 24 Михаил Задорнов. По его словам, до конца года планируется организовать 40—50 банковских мини-отделений в офисах корпоративных клиентов. Наличные и безналичные операции в них можно будет осуществлять через банкоматы с функцией cash-in (приема наличных), а консультации получить у находящихся в таком мини-офисе трех сотрудников банка.

Набор операций в таких офисах будет ограничен по сравнению со стандартным банковским отделением за счет того, что в «банках на работе» не будет кассового узла. В частности, в таких офисах нельзя осуществить классический денежный перевод или получить кредит наличными, ипотеку, автокредит, но можно будет подать заявку на соответствующие ссуды. Впрочем, предполагается, что новый тип офисов будет эффективен за счет более быстрой окупаемости. По расчетам ВТБ 24, это 1,5 года против 2—2,5 года для обычного допофиса. «Максимальные инвестиции в один мини-офис составляют $100—200 тыс.,— подсчитал член правления Газпромбанка Валерий Серегин.— Тогда как инвестиции в обычный допофис, оснащенный кассовым узлом, доходят до $1—2 млн».

Развитие нового формата банковских отделений — в офисах у корпоративных клиентов — становится тенденцией. Первым мини-отделения в офисах клиентов стал открывать Ситибанк еще в 2010 году. Сейчас на территории различных предприятий у него семь таких офисов и есть планы по увеличению их числа. «Главная цель таких мини-офисов — сервисная поддержка и консультации для клиентов, решение их текущих задач на месте»,— говорит руководитель департамента альтернативных продаж Ситибанка Татьяна Шпакова. С конца 2011 года развивать новый тип офисов стали Газпромбанк, Альфа-банк, есть планы по развитию этого направления и у Сбербанка.

По словам господина Серегина, Газпромбанк уже имеет несколько точек удаленного обслуживания в офисах клиентов и разрабатывает планы по дальнейшей экспансии. «Организация мини-офисов — неизбежное будущее банковского рынка, они будут образовываться не только на территориях предприятий, но и в других местах»,— считает он. «Это действительно интересный проект. Такие офисы не менее эффективны, чем наши стандартные,— соглашается директор по продажам и дистрибуции Альфа-банка Владимир Калабин.— Мы начали открывать такие отделения для наших зарплатных клиентов в конце 2011 года и намерены продолжать развивать этот канал обслуживания». «Такие офисы могут быть довольно эффективным инструментом продаж банковских продуктов,— считает и член правления Сбербанка Денис Бугров.— Развитие этого направления связано в первую очередь c повышением удобства банковских услуг для клиентов».

Основной смысл таких отделений — перехватить зарплатного клиента при выходе из его собственного офиса и предложить ему дополнительные услуги, за которыми в противном случае он мог бы обратиться к банкам-конкурентам, указывают банкиры. «По нашей статистике, из зарплатных клиентов примерно 40% — потенциальные потребители других банковских продуктов, кредитов или кредитных карт»,— говорит директор по развитию бизнеса и управлению банковскими продуктами Ситибанка Наталья Николаева. Впрочем, перспективность развития этого канала обслуживания подтверждают не все банкиры. «У нас есть два отделения на территории предприятий, но я не уверен, что мы будем увеличивать их число,— говорит зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Для нас предпочтительнее полноценные отделения со всем спектром услуг».

Александра БАЯЗИТОВА

см.  ВТБ 24