Карточные праздники

16.02.2011 18:15

Согласно ежегодному исследованию Ситибанка о новогодних тратах 500 тыс. его клиентов по его же кредиткам, декабрь 2012 года не будет исключением из наблюдающегося уже несколько лет тренда. Тренд этот состоит в ежегодном увеличении доли безналичных расходов по кредиткам на предновогодние покупки. На основании данных о поведении клиентов за последние пять лет аналитики банка прогнозируют, что в декабре 2012 года мужчины потратят по кредиткам на 7% больше, чем составляли их среднемесячные траты в текущем году. В абсолютном значении это около 27 тыс. руб.

Женщины в преддверии Нового года будут гораздо менее бережливыми, чем обычно: Ситибанк ожидает, что рост их безналичных расходов по кредиткам в декабре увеличится на 17%. Правда, в абсолютном выражении эта сумма будет скромнее, чем у мужчин: 15 тыс. руб.

Самыми популярными покупками с использованием кредиток в предпраздничный месяц станут алкогольные напитки и детские игрушки. Продажи спиртного по карточкам, по оценкам Ситибанка, могут вырасти в декабре на 159% по сравнению с обычными тратами по кредиткам на алкоголь, а игрушек — на 108%. Бытовой техники по карточкам купят на 66% больше, чем обычно, одежды — на 11%. При этом к началу декабря по кредитнокарточной активности петербуржцы почти сравнялись с москвичами. В среднем за ноябрь житель Петербурга израсходовал по кредитке столько же, сколько годом раньше москвич — порядка 19 тыс. руб.

).

Согласно исследованию, к концу текущего года доля снятия наличных с кредиток снизилась до рекордных значений. К началу декабря таким совершенно невыгодным для себя способом использовали кредитки лишь 10% их обладателей, в 2007 году россияне снимали в банкоматах 25% кредитного лимита.

Впрочем, о радикальном повышении финансовой грамотности это не свидетельствует. Перед Новым годом держатели кредиток всегда снимают меньше наличных, чем в середине года, видно из исследования. Например, уровня 10% доля операций по снятию наличных достигала и в прошлом году — и тоже к декабрю. После чего снова выросла до 11—12%. Такие провалы характерны для любого года из того пятилетнего периода, который охватывает исследование. Так, в декабре того же 2007 года уровень снятия наличных снижался с 25% до 20%, в декабре 2008 года — с 20% до15%, но во всех случаях россияне спустя непродолжительное время вновь обращались к наличным.

Понять, почему граждане в конце года снимают меньше наличных с кредиток, несложно. В декабре многие получают премии, а получив их, на время становятся менее нуждающимися в банковском кредите. Так что большинство россиян, скорее всего, максимум новогодних расходов проведут кэшем или с дебетовых карт. И я не исключение.

Александра БАЯЗИТОВА