Какой будет третья пенсионная реформа

03.10.2011 16:14

Правительство решилось сократить накопительную часть пенсии до 2%, чтобы избежать недовольства бедных пенсионеров в середине нового президентского срока Владимира Путина

Правительство согласовало текст Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, вокруг которого на протяжении последних месяцев спорили министры социального, финансового и экономического блоков кабинета министров. Фактически предложенные изменения станут третьей пенсионной реформой за 12 лет (после реформ 2002 и 2008 годов).

20-страничный документ, который есть в распоряжении Forbes, был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и в воскресенье направлен президенту Владимиру Путину. В соответствии с ранее принятым планом правительство должно было представить стратегию главе государства до 1 октября.

В этот день в мире отмечается День пожилого человека, по случаю чего Путин в окружении министров поедет в понедельник в один из московских домов престарелых.

Конец накоплений

Социальный блок правительства, настаивавший на реформе накопительной компоненты пенсии для сокращения растущего дефицита Пенсионного фонда (ПФР), добился своего, явствует из документа: «В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается рассмотреть вопрос об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии».

Стратегия предусматривает возможность для граждан в дальнейшем (после 2015 года) самостоятельного выбора в отношении двух «накопительных» процентов: «остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы с уменьшением (вычетом) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в размере 2% в накопительную составляющую». После 2015 года подразумевается, что все пенсии станут только солидарными (кроме тех, кто захочет участвовать в накоплениях по заявлению).

Реформа накопительной части пенсии была главным пунктом спора социального и финансового блоков.

Государственная пенсия граждан, родившихся после 1966 года, состоит из двух частей — индивидуальных накоплений и распределительной части. То есть пенсионные отчисления работодателя (22% от фонда оплаты труда) делятся на две части — 16% идет на оплату нынешних пенсий, а 6% — в индивидуальную копилку будущего пенсионера. Такая система действует с 2002 года. К настоящему времени в накопительной системе, по оценке Пенсионного фонда России, аккумулировано около 2,3 трлн рублей. Но дохода они не дают, так как большую часть этих средств ВЭБ вкладывает в госбумаги с доходностью ниже инфляции.

Ситуация накалится после 2015 года, доказывал Минтруд и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец: на пенсию начнут выходить сначала женщины, родившиеся в 1967 году, а вскоре пенсионеров с «накоплениями» станет несколько миллионов. В этот момент выяснится, что пенсия копивших меньше пенсий тех, что получает только распределительную часть (те, кто родился до 1967 г): это произошло еще и оттого, что за свои избирательные кампании Путин несколько раз индексировал обязательные пенсии.

Минфин на это возражал: отмена накоплений подорвет веру в обещания государства, а реформировать систему надо за счет изменения существующих механизмов индексации пенсии и пенсионной формулы.

Споры не закончены, они продолжатся на стадии рассмотрения стратегии президентом, говорит собеседник в финансовом блоке правительства. Президент во время бюджетного совещания в Сочи полторы недели назад фактически поддержал сокращение накопительной компоненты до 2%, говорит на это собеседник в социальном блоке правительства.

Опасность для балерин

Стратегия также подразумевает пересмотр подхода к так называемым «досрочным пенсиям», фактически отказ от них в прежнем понимании. «Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом социально несправедлива», — гласит документ.

Более 30% российских пенсионеров — «досрочники» в связи с особыми и специальными условиями труда (они описаны в так называемых списках № 1, № 2 и «малых списках», кроме людей занятых на опасных производствах, на севере и т. п. в списках встречаются и экзотические профессии, например, балерины). При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств ПФР, а не страховых взносов работодателей. То есть «досрочникам» платят те, кто еще продолжает работать. «Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда», — сказано в стратегии: «В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры».

Издержки предложено перенести на работодателей, которые будут платить новый страховой тариф (на 2013 г. — доптариф 2—4%, 2014—4—6%, 2015—6—9%).

Опасность для нотариусов

Еще одной важной пенсионной новацией стала реформа тарифной политики для «самозанятого населения» (по оценкам, это 12 млн человек, — индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и проч. — из которых пенсионные взносы платят менее 3 млн).

Стратегия подразумевает повышение платежа в ПФР для самозанятого населения с 26% от 1 годового МРОТ до 26% от 2, 2,5 и 3-годовых МРОТ в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.