Как заставить банки нравиться клиентам

11.06.2011 09:00

Очень скоро банкам станет крайне выгодно нравиться своим клиентам. Нет, не так нравиться, чтобы клиент согласился взять у него кредит под 100% годовых. Ведь после того как любой кредит выдан, клиент сразу же перестает быть симпатичен банку (доходы от штрафов и пеней банкам приносят уже нелюбимые клиенты). А по-настоящему нравиться.

Минфин определился, какое наказание будет грозить кредитным организациям, которые не захотят добровольно сотрудничать с финансовым омбудсменом и выполнять его решения. Соответствующий законопроект размещен на сайте ведомства вместе с финальной версией проекта о введении института нового финансового защитника.

Так, если банк не предоставит комментарии или разъяснения по жалобе клиента, его оштрафуют на 5—20 тыс. руб. При повторном нарушении штраф возрастет до 50 тыс. руб. Такой же штраф предусмотрен и в случае, если банк не станет выполнять решение финансового уполномоченного. Самая серьезная санкция, конечно, предусмотрена за отказ в финансировании защитника банковских клиентов. За неперечисление любых обязательных платежей в его пользу предусмотрен штраф до 100 тыс. руб.

А платить банкирам придется немало. Кроме ежегодных взносов (по 500 тыс. для банков из топ-30 и по 100 тыс. руб.— для остальных), предусмотрена плата за рассмотрение каждой жалобы (ее размер пока не определен). Банк будет должен заплатить финансовому омбудсмену за каждый спор с клиентом вне зависимости от решения, плюс придется потратиться на подготовку ответа на жалобу. Так что клиент накажет рублем нелюбимый банк в любом случае, даже если в итоге и проиграет. Если клиент выиграет, то расходы банка возрастут. Хоть решение омбудсмена и можно обжаловать в суде, перед этим оно должно быть исполнено.

Истребовать обратно деньги с физического лица банку будет проблематично. Ведь если даже возврат уже выданного кредита нередко вызывает затруднения у банков, то, как будут решаться вопросы возврата средств, уплаченных после решения финансового защитника, вообще непонятно. При этом для клиента любые процедуры бесплатны, как дополнительно закреплено в законопроекте.

Банкиры не скрывают, что предложенный Минфином порядок им сильно не нравится. В том числе и потому, что в законе даны довольно размытые требования к опыту и образованию будущих финансовых уполномоченных. Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора, до сих пор наиболее ожесточенно отстаивавший права банковских клиентов, хотя бы доктор наук, пусть и медицинских.

Так что главная надежда банкиров — на два года предлагаемого в законопроекте переходного периода. За этот срок им придется поднять лояльность клиентов на неоспариваемую высоту. Или запастись деньгами.

Александра БАЯЗИТОВА