Как создать в России международный финансовый центр?

03.03.2013 09:16

«Любого, кто в 1965 году, когда мы отделились от Малайзии, предположил бы, что Сингапур станет крупным финансовым центром, посчитали бы безумцем», — так высказался однажды Ли Куан Ю, один бывших из премьер-министров Сингапура. На данный момент страна является одним из шести международных финансовых центров.

Представить себе, что в условиях оттока капитала и серьезных инфраструктурных проблем наша страна привлечет мировые финансовые институты, а зарубежные инвесторы будут ориентироваться на индекс российского фондового рынка при принятии решений, сейчас почти невозможно. Но Минфин попробует: через месяц министерство представит правительству дорожную карту МФЦ — схему действий, реализация которых должна привести к созданию у нас финансового центра.

В дорожной карте на 2013 год есть несколько важных пунктов. Некоторые из них интересны и для российских частных инвесторов.

— Введение безотзывных вкладов. Они все-таки появятся! Раньше обсуждался более мягкий вариант — введение в законодательство сберегательных сертификатов, которые банки и так уже предлагают. Но, видимо, МФЦ невозможен без классических безотзывных вкладов, которые давно лоббируют банкиры. Банкам это даст возможность прогнозировать срочность по такому виду пассивов и предотвратит их отток в кризис. Механизм реализации этого пункта пока неизвестен.

— Введение регулирования металлических счетов. Давно пора — это позволит повысить инвестиционную привлекательность драгметаллов.

— Вовлечение в работу биржи центрального контрагента — гаранта исполнения сделок РЕПО на рынке. ЦК заработал с этой недели.

— Создание компенсационного фонда профучастниками — полезно! Будет защищать в первую очередь интересы пайщиков.

Правда, сроки некоторых важных мероприятий уже сорваны. Например, до конца прошлого года Россия должна была принять закон о присоединении к меморандуму IOSCO — важному документу для работы с зарубежными инвесторами. Не приняты пока налоговые послабления для операций с ценными бумагами. Процесс по созданию мегарегулятора начнется только в этом году.

«МФЦ не может быть упакован в одном месте», — сказал на днях руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин в ответ на идею построить основную инфраструктуру центра в Рублево-Архангельском. Волошин добавил, что государство должно предложить инвесторам «набор пряников». Судя по дорожной карте, с инфраструктурной точки зрения инвесторов должны привлечь такие пряники, как многоязычная навигация, развитая транспортная сеть, большое количество пешеходных зон в городе и качественные медицинские услуги для иностранцев.

Ознакомиться с дорожной картой МФЦ можно на слайдах. Красным выделены самые приоритетные меры, синим — меры, которые уже обсуждались и по ним есть определенные проекты, голубым — запланированные меры, по которым конкретных действий пока не было.

Развитие системы органов регулирования и инфраструктуры финансового рынка

В 2012-м правительство сделало далеко не все, что запланировало.

Консолидация регулятивных полномочий в рамках одного госоргана и передача части полномочий СРО. Предполагается, что эти процессы будут завершены в этом году при создании мегарегулятора путем присоединения ФСФР к ЦБ и перехода ряда функций службы подконтрольным ей участникам рынка.

Закон для присоединения России к меморандуму IOSCO (Международная организация комиссий по ценным бумагам). Подписание меморандума упрощает обмен информацией между регуляторами рынка ценных бумаг разных стран. Камнем преткновения для России стало требование о раскрытии информации о счетах физических лиц. Если Россия так и не подпишет меморандум, то IOSCO внесет ее в «серый список». На практике это приведет к тому, что если, например, участник американского рынка будет осуществлять операции с российской компанией — контрагентом, то на все эти операции будут распространяться более серьезные нормы по резервированию.

Из того, что успели сделать в 2012 году.

Принятие закона об упрощении эмиссии. Закон определил случаи, когда не требуется госрегистрация проспекта ценных бумаг, например для эмиссии бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов или если сумма привлекаемых эмитентом денежных средств в течение одного года не превысит 200 млн рублей.

Запуск Центрального депозитария. ЦД позволяет обеспечить учет прав на ценные бумаги в соответствии с мировыми стандартами.

Из того, что предстоит.

Запуск центрального контрагента. Полностью заработает в I квартале 2013 года, позволит страховать риски по биржевым сделкам, в частности по сделкам РЕПО.

Введение T+N. Возможность заключать сделки с отсрочкой расчетов.

Введение института инвестиционных консультантов. Советники с государственной лицензией, которые дают гражданам рекомендации, куда вкладывать деньги. Проект закона о создании института инвестиционных консультантов несколько лет назад разработала ФСФР, но Минфин его не поддержал, возможно, сейчас позиция ведомства изменится.

Развитие внутреннего инвестиционного спроса

Все, что было запланировано на 2012 год, не сделали.

Введение индивидуальных пенсионных счетов. Расширение возможностей инвестирования НПФ. Эти темы померкли на фоне дискуссий о будущем всей пенсионной системы. Силы были брошены на защиту накопительной части пенсии, на отмене которой настаивало Министерство труда.

Налоговые инициативы (введение инвестиционного вычета по НДФЛ, освобождение от НДФЛ некоторых операций с ценными бумагами и т. д.). На данный момент инициативы рассматривает налоговый департамент Минфина, который традиционно с трудом принимает решения, следствие которых — выпадающие доходы бюджета.
Предстоит создание компенсационного фонда для клиентов-профучастников. Идея уже обсуждалась в правительстве, — предполагалось создать фонд по аналогии с фондом страхования вкладов, то есть с участием госсредств. Такая идея не нашла поддержки в правительстве, поэтому рассматриваются новые варианты — формирование компенсационного фонда за счет средств самих профучастников.

Развитие инструментов финансового рынка

Введение регулирования металлических счетов. Пока счета, номинированные в драгметаллах, регулируются на подзаконном уровне (нормативные акты ЦБ). Они не защищены системой страхования вкладов в отличие от обычных счетов, на них нельзя наложить арест, непонятно, что с ними делать в случае банкротства банка. Все это планируется прописать в законе.

Принятие законов о развитии секьюритизации. Позволит секьюритизировать кредитные портфели (выпускать под них ценные бумаги) в России. Сейчас основные сделки проходят на зарубежных рынках.

Стимулирование развития безналичных расчетов. Проект закона, обязывающий совершать операции на сумму свыше 600 тысяч рублей путем безналичного перевода, рассматривается сейчас в правительстве. Также планируется обязать торговые точки устанавливать терминалы для приема банковских карт.

Введение безотзывных вкладов. Задумывалось как альтернатива обычным банковским вкладам. Такие вклады невозможно изъять ранее оговоренного в договоре срока.

Корпоративное управление

Из того, что было запланировано на 2012 год, пока ничего не сделано. Перечисленный комплекс мер предполагает внесение изменений в корпоративное законодательство, принятие новых законов с целью уменьшить количество рейдерских захватов, конфликтов между участниками рынка и их клиентами, повысить защиту частной собственности.

Развитие социальной и бизнес-инфраструктуры московской агломерации

Обеспечение системы мультиязычной навигации. Все указатели в метро, на улице должны быть как на русском, так и на английском языках.

Повышение инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения, увеличение количества медицинских учреждений, оказывающих услуги иностранцам. Создать МФЦ невозможно при низком качестве услуг сферы здравоохранения. Для оказания качественных медицинских услуг нужны инвестиции, в том числе и иностранные, а они пока отсутствуют. Как правительство будет привлекать инвесторов в эту сферу, четкого ответа нет.

Татьяна АЛЕШКИНА

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.