Как Обама и Ромни планируют помочь экономике

27.04.2010 06:51

Неискушенному наблюдателю за жаркими дебатами кандидатов в президенты о налогах, валютной политике и занятости может показаться, что место США в мировой экономике и политике будет зависеть от исхода выборов 6 ноября. Но хотя Барак Обама и Митт Ромни не упускают случая обвинить друг друга в экономических проблемах и оттоке американских рабочих мест в Китай, реальные различия в их программах не слишком значительны.

Если победит Обама

В течение всей предвыборной гонки президент Барак Обама не устает повторять: в том, что американская экономика никак не может взять разбег, виноваты проблемы, доставшиеся в наследство от Джорджа Буша, а также упорное сопротивление республиканцев-конгрессменов попыткам администрации сократить бюджетный дефицит.

«Прежде всего, нам не стоит продолжать идти по тому же пути, который привел нас к нынешним проблемам, — к экономике «просачивающегося богатства» [когда благосостояние богатых растет и они, как ожидается, будут создавать рабочие места для бедных]. Нам не нужна политика, помогающая только людям на самом верху. Для нас успех — это когда жизнь среднего класса становится лучше, когда люди получают возможность идти вперед и жить, реализуя заложенный Богом потенциал», — сказал Обама на митинге в Лас-Вегасе 30 сентября, спустя три дня после первых теледебатов с конкурентом.

Если Обаму переизберут, можно быть уверенным в следующем: он сделает все, чтобы повысить налоги на богатых американцев. К этому он стремился в течение всего первого президентского срока, встречая яростное противодействие. Первую попытку Обама предпримет во время завершения сессии конгресса в его нынешнем составе, когда будут обсуждаться меры по недопущению «фискального обрыва» — одновременного повышения налогов и сокращения государственных ассигнований на $600 млрд, — грозящего погрузить Америку в очередную рецессию.

Одной из основных составляющих этого «обрыва» является истечение срока действия налоговых скидок, предоставленных Бушем. Обама хочет продлить его для семей, зарабатывающих менее $250000 в год, но для более состоятельных сограждан делать исключений не намерен. Республиканцы до сих пор возражали против такого подхода, утверждая, что в результате пострадают предприниматели и создатели новых рабочих мест, а в конечном итоге — экономика. Ключевой вопрос, если они сохранят большинство в палате представителей, — смирятся они с ростом налогов для богатых или продолжат бороться, что, возможно, приведет Америку к падению с «фискального обрыва».

Обаме предстоит решать и другие вопросы фискальной политики, а именно что делать с дефицитом бюджета. Он не желает отказываться от реформированных им программ в области социального обеспечения и здравоохранения. Но сразу после выборов вопрос вновь окажется на повестке дня — и Обаме придется договариваться с республиканцами о том, как в течение десятилетия сократить дефицит по крайней мере на $4 трлн.

Также Обаме нужно будет найти нового министра финансов: Тим Гайтнер уже предупредил, что уйдет с поста. Возможно, им станет глава президентской администрации и бывший руководитель административно-бюджетного управления при президенте Джек Лью. Другой вероятный кандидат — Эрскин Боулс, сопредседатель двухпартийной комиссии, которая в 2010 г. по просьбе Обамы искала способы сокращения бюджетного дефицита.

Одной из задач новой администрации станет реформа корпоративного налогообложения. Белый дом уже предложил понизить налог на прибыль предприятий с 35% (хотя на практике эффективная ставка для многих компаний ниже) до 28%. Самое сложное здесь — решить, какие налоговые льготы оставить в силе, а какие отменить, чтобы не увеличивать размер госдолга.

Администрация Обамы до сих пор возражала против перехода на территориальный принцип налогообложения, который не предусматривает поборы с зарубежных подразделений американских компаний. Однако она может передумать, если будут введены достаточно жесткие ограничения на перевод производства за границу.

Обама может вспомнить о некоторых своих предложениях, которые он высказывал в нескольких посланиях к конгрессу, например о субсидировании инноваций, инфраструктуры и образования; тогда некоторые республиканцы подняли их на смех. Президент также может ввести новые налоговые льготы для американских промышленных предприятий, чтобы подстегнуть рост производства и создание новых рабочих мест.

После переизбрания у Обамы появится больше пространства для маневров и компромиссов с республиканцами. Но ему придется думать о том, как добиться переизбрания демократов в конгресс в 2014 и 2016 гг.

Если победит Ромни

На следующее утро после победы на первых теледебатах Митт Ромни в беседе со своими сторонниками в штате Колорадо определил, в чем состоит главное отличие его экономической политики от политики Барака Обамы.

«На мой взгляд, президент верит, что богатство проистекает сверху, от государства, но американцы придерживаются иных взглядов. Я считаю, что источник благосостояния — это свобода [т.е. свободный рынок]», — сказал Ромни, накануне озвучивший этот тезис в прениях с Обамой.

Победа Ромни на ноябрьских выборах приведет к тому, что Соединенные Штаты применят другой подход к созданию новых рабочих мест, основанный на экономике предложения. Главное, что предлагает Ромни, — это понизить многие налоги и ослабить контроль со стороны регуляторов. В этом случае многочисленные американские компании, накопившие в последние годы значительные средства, наконец получат стимул для найма сотрудников и для инвестиций, считает он.

Кроме того, Ромни обещал значительно сократить государственные расходы (за исключением оборонных) и со временем реорганизовать программы социального обеспечения.

Скорее всего, Ромни еще до своей инаугурации в январе попытается заставить Обаму и конгресс временно продлить для всех налогоплательщиков действие налоговых скидок, доставшихся в наследство от Джорджа Буша. Это поможет ликвидировать один из компонентов «фискального обрыва». После поражения на выборах слово Обамы, который хочет отменить налоговые скидки для состоятельных американцев, не будет иметь прежнего веса.

Ромни не просто думает продлить действие налоговых льгот для всех групп населения, он также намерен пересмотреть налоговый кодекс США и понизить все ставки подоходного налога на 20% (максимальная ставка будет сокращена с 35 до 28%).

Чтобы эти меры не привели к разрастанию бюджетного дефицита, Ромни предлагает пополнить казну за счет отказа от многочисленных скидок, льгот и вычетов, предусмотренных налоговым кодексом. Однако он избегает всякой конкретики, чтобы не лишиться поддержки электората: многие из этих скидок — от послаблений при выплате ипотечных кредитов до льгот, предоставляемых за благотворительность, — важны для тех или иных групп американцев.

Неспособность Ромни четко объяснить, откуда он намерен взять деньги, чтобы пополнить казну, опустошенную, в частности, снижением налогов, вызвала шквал критики со стороны оппонентов. На позапрошлой неделе Ромни назвал-таки конкретную цифру: налоговые вычеты не должны будут превышать $17000 в год. Но во время теледебатов он заговорил уже о $25000—50000. Вычеты для богатых американцев будут стремиться к нулю, добавил Ромни.

Экс-губернатор Массачусетса предложил провести и реформу корпоративного налогообложения, снизить налог на прибыль с 35 до 25%. Но и здесь он не смог указать, за счет чего покроет бюджетную недостачу. Что касается налогообложения компаний, ведущих бизнес за границей, Ромни в отличие от Обамы и на радость крупным транснациональным корпорациям готов перейти на территориальный принцип, позволяющий не платить в США налог на прибыль зарубежных подразделений.

Ромни планирует отказаться от некоторых регулирующих мер, введенных администрацией Обамы и, как утверждают их противники, мешающих развитию бизнеса в США (в частности, природоохранных). Кроме того, он хочет аннулировать инициированную Обамой реформу здравоохранения и покушается на закон Додда — Фрэнка, ужесточивший контроль за деятельностью финансовых организаций. Однако остается неясным, как конкретно он намерен это сделать и какие из положений закона оставить.

И наконец, Ромни задумал меры по стимулированию роста добычи энергоносителей на территории США. Он не раз обвинял Обаму в том, что тот не открыл федеральные земли для добычи углеводородов, а также в пристрастии президента к возобновляемой энергетике и предоставлению госгарантий по кредитам конкретным компаниям, работающим в этой области, что, однако, не предотвратило ряда громких банкротств. Производители ветрогенераторов и солнечных батарей опасаются, что Ромни лишит их государственных субсидий.

Обеспечив победу Ромни на президентских выборах, республиканцы также могут получить большинство в сенате и, таким образом, контроль над всем конгрессом. Но для самых обширных преобразований — налоговой реформы и сокращения бюджетного дефицита — Ромни все-таки понадобится согласие демократов. Поэтому он всячески пытается подчеркнуть, что ценит межпартийное сотрудничество. «Мы нуждаемся в сотрудничестве не потому, что склонны к компромиссам по принципиальным вопросам, а потому, что у нас много общего», — заявил он под конец теледебатов.

Джеймс ПОЛИТИ

FT, перевод Анны РАЗИНЦЕВОЙ