Как финансовый омбудсмен работает в других странах

24.03.2011 14:49

Если возник спор с банком, то теперь не обязательно жаловаться Роспотребнадзору или идти в суд. Достаточно обратиться к финансовому омбудсмену, который разрешит конфликт. Соответствующий законопроект — «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» — подготовил Минфин.

Институт финансового омбудсмена существует и сейчас, но пока на добровольных началах, то есть участие организаций в нем не обязательно. И решить спорную ситуацию через него могут клиенты только 20—30 присоединившихся к омбудсмену компаний (банки, страховщики, микрофинансовые организации, коллекторские агентства). Принятие закона сделает обязательным присоединение всех банков и страховых компаний (остальные могут продолжить добровольное сотрудничество).

Это означает, что пожаловаться можно будет на любой банк или любого страховщика: решение посредника будет обязательным к исполнению участником рынка.

Поводом для обращения станут требования клиента к банку на сумму до 500 тысяч рублей (первые два года переходного периода — до 200 тысяч рублей, действующий омбудсмен рассматривает споры на сумму до 300 тысяч рублей), к страховщику — до 100 тысяч рублей. Для клиента рассмотрение спора бесплатно, деятельность омбудсмена будет финансироваться за счет взносов участников. Для банков из топ-30 это 500 тысяч рублей в год (для остальных — 100 тысяч рублей), для страховщиков топ-20 — 300 тысяч рублей (остальным — 50 тысяч рублей).

Примечательно, что в рамках совместного со Всемирным банком проекта по финансовой грамотности Минфин поручил PricewaterhouseCoopers провести исследование, чтобы посмотреть, как институт финансового омбудсмена работает в других странах, и учесть международный опыт при разработке российского закона. Однако результаты исследования появились уже тогда, когда департамент Минфина, занимающийся законотворчеством, подготовил проект.

Slon приводит рекомендации PwC для построения финансового омбудсмена в России и сравнительный анализ моделей финансового омбудсмена в зарубежных странах.

Рекомендации PwC:

— централизованный единый офис, возможность создания технических офисов в субъектах РФ;

— стимулирование потребителей к обращению в службу по телефону или через официальный веб-сайт;

— установление на уровне закона перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации обязаны участвовать в системе рассмотрения споров;

— единый омбудсмен на весь финансовый рынок;

— в круге заявителей могут быть: изначально — физические лица, после переходного периода — малые предприятия;

— установление максимального размера возмещения (по аналогии с максимальным размером возмещения по застрахованным АСВ вкладам);

— ограничение права на обжалование по существу (аналогично обжалованию решения третейского судьи).

Татьяна АЛЕШКИНА

Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.