Как «небанки» воюют с банками и кто победит?

01.07.2010 01:44

В последнее время многие говорят о глобальных изменениях в структуре рынка финансовых услуг — крупнейшие небанковские компании объявляют о своем интересе к этому рынку. Рассуждения строятся следующим образом: сейчас они берутся за небольшие активности (типа выпуска кобрендинговых расчетных карт), а затем начнут заниматься более масштабными проектами или даже превращаться в самостоятельные финансовые институты.

Странно, что поводом для оживления дискуссии на тему выхода небанковских компаний в банковскую отрасль стали в общем-то достаточно заурядные события — выпуск prepaid-карт Walmart и кредитование IT-гигантом Google компаний, размещающих контекстную рекламу в системе AdWords. Кобрендинговые prepaid-инструменты — это давно известный на западном рынке продукт, и удивляться стоит не тому, что Walmart такие карты стал предлагать, а тому, что стал предлагать их только сейчас. Рынок кобрендов хорошо развит и в США, и в Англии. Более того, подобные кобрендинговые карты (особенно с ритейлерами) сейчас теряют популярность.

Классические банковские карты кажутся потребителям более полезными, особенно когда они позволяют пользоваться преимуществами типа программ лояльности. Google и вовсе предложил рынку подобие товарного кредита — стандартной схемы работы поставщиков с получателями товаров (или в данном случае услуг).

Поэтому, на мой взгляд, в двух конкретных событиях прошлой недели усмотреть что-то эпохальное сложно. Однако сложно и спорить с тем, что ландшафт глобального финансового рынка начинает меняться, и небанковские игроки начинают играть в нем особую роль. Тот же Google уже несколько лет развивает куда более важный продукт — Google Wallet, позволяющий привязать банковскую карту к мобильному телефону. Но данный сервис не делает Google участником банковского рынка, Google зарабатывает свои комиссии на том, что он умеет, — обеспечивать более удобный способ совершать привычные действия (в случае с Google Wallet — оплачивать покупки и услуги).

Вообще говорить о выходе небанковских компаний на банковское поле уже немного неактуально. На наших глазах возникает новая тенденция: с развитием технологий возможность оказывать традиционно банковские услуги получили не только компании, не имевшие до этого отношения к финансовой деятельности, но и частные лица. P2p-кредитование (person to person) активно развивается в США и Великобритании через крупные интернет-площадки. Кстати, объем кредитов person to person, выданных в этих странах (около 1,5 млрд долларов), практически равен сегодняшним показателям рынка микрозаймов в России. LiveJournal и Facebook позволили любому человеку стать если не журналистом в классическом смысле, то по крайней мере источником информации. Платформы же p2p-кредитования позволят любому человеку стать мини-банкиром.

При этом банки останутся важнейшей составляющей частью общей мозаики рынка финансовых услуг для розничных клиентов. Помимо опыта работы с финансовыми инструментами и консервативности государственного регулирования, ограничивающего работу небанковских организаций со средствами населения, у «непоколебимости» банков есть еще несколько преимуществ. Современные банки очень развиты в технологическом плане, и любые новые финансовые технологии, рожденные непрофильной компанией, могут быть легко адаптированы ими под свои цели и задачи. К тому же банки, постоянно работающие над повышением качества обслуживания, обеспечивают клиентам такую возможность персонального контакта, какую пока не может обеспечить ни одна небанковская компания. Поэтому клиенты остаются с банками. И в ближайшие 10—15 лет ситуация вряд ли изменится.

Максим НОГОТКОВ

Автор — президент ГК «Связной»