Инвесторы выбрали русский размер

27.07.2012 03:27

Россия на 6-м месте в списке самых привлекательных рынков по версии BDO

Несмотря на высокие риски, Россия поднялась на две позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности, составленном международной сетью BDO. В Россию иностранных финансистов привлекают размер рынка и потенциально высокий уровень прибыли, констатируют участники опроса. Российские бизнесмены, напротив, готовятся к экспансии за рубеж.

Россия набирает популярность среди инвесторов: в 2012 году финансовые директора поставили ее на шестое место среди наиболее привлекательных рынков (по сравнению с восьмой строкой в 2011 году), свидетельствует опрос BDO, проведенный среди более чем 1000 финансовых директоров средних по размеру компаний.

По данным исследования, основными преимуществами России, с точки зрения иностранных инвесторов, являются размер рынка (его назвали 81% опрошенных), доступ к новым клиентам и уровень прибыли.

«Сейчас центральные банки почти всех ведущих стран активно вливают деньги на рынки.

В связи с увеличением объема ликвидности ряд активов будет пользоваться спросом. К ним прежде всего относится нефть — этот дополнительный фактор добавит привлекательности России», — отмечает начальник аналитического отдела группы «Церих» Николай Подлевских.

Негативными факторами инвесторы, опрошенные BDO, называют коррупцию в России и этические сложности (53%), волокиту и бюрократические барьеры (34%), культурные и языковые барьеры, а также «иные принципы ведения бизнеса» (32%). Несмотря на привлекательность для финансовых директоров, Россия считается рискованной для инвестиций страной — это отметили 9% опрошенных, поставив ее на девятое место в списке государств, наиболее рискованных с точки зрения инвестиций.

Несмотря на оптимистичные данные опроса, по последним данным ЦБ, чистый вывоз частного капитала из России по итогам января-сентября составил $57,8 млрд. «Не факт, что из России уходят капиталы иностранных инвесторов, значительная часть — это наш капитал, всегда опасающийся экспроприации в силу недоказанной чистоты его происхождения, — пояснил «Газете.Ru» старший партнер BDO в России Александр Веренков. — Инвестиционная привлекательность — это обещание высокой маржи и емкость рынка, которые в России на традиционно высоком уровне. России скорее необходимы качественные сдвиги (замещение инвесторов с отечественных на иностранных и спекулятивного капитала на долгосрочный), нежели банальный количественный рост».

В целом опрос продемонстрировал, что бизнес стал более осторожным: 66% опрошенных финансистов планируют значительно увеличить инвестиции в безопасные рынки (которыми считаются страны БРИК, США, Великобритания и Германия), вместо того чтобы делать ставку на рискованные направления. Все это обуславливает бум инвестиций в странах БРИК: почти половина опрошенных (45%) уже вкладываются в эти рынки или планируют выйти на них (этот показатель намного выше данных 2011 года: в прошлом году так ответили всего 29% респондентов).

Приведенные результаты показывают, что эти рынки в настоящее время воспринимаются как устойчивые, а не развивающиеся, уточняют аналитики BDO. Самой привлекательной для инвестиций страной остается Китай, возглавляющий BDO Global Opportunity Index третий год подряд. Главными факторами привлекательности Китая 69% респондентов назвали размер рынка, а 37% — дешевую рабочую силу. США, Великобритания и Германия вошли в топ-10 самых востребованных безопасных рынков для международной экспансии (второе, пятое и седьмое места соответственно).

Опрос свидетельствует, что финансисты негативно относятся к странам Южной Европы, испытывающим серьезные долговые проблемы: Испания видится инвесторам более рискованной для вложения капитала, чем Египет, а Греция — менее привлекательной, чем Ливия и Сирия. «Если раньше предполагалось, что Южная Европа переживает отдельные краткосрочные проблемы, то сейчас, учитывая состояние экономик Греции и Испании и высокий уровень безработицы, становится понятно, что скорого решения не предвидится», — говорит Подлевских.

Российские бизнесмены к риску относятся иначе, чем их зарубежные коллеги: 80% опрошенных считают, что «экспансия за рубеж будет во многом определять будущий рост моей компании» (среди зарубежных респондентов это мнение разделяют 62%), а 60% признают, что «готовы взять на себя серьезные риски при расширении за рубежом» (по сравнению с 28% опрошенных в целом по миру).

Помимо этого респонденты из России более склонны согласиться с мнением, что «выгоды от зарубежной экспансии перевешивают риски» (64% против 48% в мире). «Российские финдиректора делают ставку на комфортность организации и ведения бизнеса и предсказуемость окружающей среды на Западе, но они еще не прочувствовали недостатки работы в жестком правовом поле, на минимальной марже, с высокой долей прозрачности, ограниченными возможностями «договориться» с властями, давлением профсоюзов», — поясняет Веренков.

Кроме того, такая ситуация может быть результатом растущей конкуренции на российском рынке: увеличение доли на локальном рынке становится все более дорогостоящим процессом, поэтому развитие за рубежом рассматривается как более дешевая альтернатива. Главными целями в зарубежных инвестициях российских компаний являются ближайшие страны, особенно Украина и Казахстан, добавляет партнер BDO в России Елена Хромова.

Ольга АЛЕКСЕЕВА