Инвестиции в искусство доступны, как в фондовый рынок

19.12.2012 00:41

Во все времена, а особенно в периоды духовных спадов люди обращались к искусству, искали в нем утешения и вдохновения. Именно в политические и нравственные кризисы появлялись великие мастера: художники, музыканты, поэты, скульпторы… Менялись века. Сейчас гораздо большее волнение у людей вызывают спады не духовные, продиктованные несовершенством мира и собственной несостоятельностью, а скорее — спады экономические. Но, как ни странно, и сегодня утешения и спокойствия люди ищут в искусстве. Именно в предметы искусства, как в тихую гавань, разумные инвесторы отправляют свои честные или не совсем честно заработанные средства.

Вопреки распространенному заблуждению, инвестиции в предметы искусства — это не только покупки полотен Дали и Пикассо.

Перед современным инвестором открывается достаточно широкий выбор инвестиционных инструментов, ограничивающийся лишь количеством цифр на вашем счете и личными предпочтениями.

Вложения в искусство в последнее время приобретают все большую популярность. Так, в 2011 г. подобные инвестиции оказались почти в три раза доходнее, чем инвестирование средств в уже ставший обыденным фондовый рынок с его традиционными акциями и облигациями; для сравнения можно сопоставить показатели индекса Mei Moses All Art Index и S&P 500. Так вот, доходность по ним в 2011 г. была на уровнях в 7,8% и 2,7% соответственно. Данные показатели вполне логичны, ведь в кризисные времена инвесторы уходят в наименее рисковые активы: исторически самым надежным из которых считается золото, представляющееся некой константой, стоимость которого не должна меняться значительно ни при каких обстоятельствах, ну и предметы искусства.

Между тем у вложений в искусство есть несколько типичных особенностей. Дело в том, что наиболее оптимальная стратегия при данном типе инвестирования — buy and hold (купи и держи), соответственно, срок его, как правило, составляет несколько десятков лет. Кроме того, если вы желаете вложиться в предметы культурного наследия, будьте готовы к тому, что цена входа будет гораздо выше, чем при инвестировании, скажем, в ценные бумаги. В данном случае вложения в искусство приближаются по цене к доверительному управлению или private investment.

Конечно же, необходимо отметить, что по сравнению с развитыми странами, данный тип инвестирования в РФ находится в зачаточном состоянии: у нас для этого нет ни отработанной законодательной базы, ни условий для спроса. Российские инвесторы с большим удовольствием будут использовать уже знакомые и более понятные для них финансовые инструменты, пусть и с меньшей доходностью. В любом случае, эксперты советуют максимально диверсифицировать свой инвестиционный портфель, отводя для таких нетрадиционных активов, как вложения в искусство, не более 5—10%.

Накопить на Климта

Пожалуй, наиболее простым для понимания способом инвестирования в искусство, является непосредственно скупка предметов, представляющих художественную ценность. Это могут быть картины, антиквариат, иконы, фотографии, ювелирные украшения, раритетные книги и многое другое. Конечно же, наиболее распространенным среди инвесторов является вложение активов в полотна именитых мастеров. Так, самой дорогой картиной когда-либо проданной с молотка в ходе открытых торгов стала работа Эдварда Мунка «Крик», которая была куплена в мае 2012 г. почти за 120 млн долл. При этом, по некоторым данным, первое место по дороговизне все же занимает картина Поля Сезанна «Игроки в карты», окончательная стоимость которой в 2012 г. в ходе закрытых торгов составила 250 млн долл.

Между тем самые крупные и наиболее известные аукционные дома расположены в Лондоне. Это Кристис (Christie’s), Сотбис (Sotheby’s) и Бонхамс (Bonhams). Они были основаны еще в середине 18 века.

Приобретая картину с молотка, необходимо понимать, с какой целью осуществляется данная покупка: инвестиционной или эстетической. В первом случае повесить работу именитого художника у себя в гостиной получится вряд ли: творения великих мастеров требуют великих затрат и соответствующих условий. Необходимо будет учесть дополнительные расходы на экспертизу, которая докажет подлинность работы, транспортировку, хранение, страховку, а в некоторых случаях — и охрану бесценного полотна. В данном случае срок инвестирования составит, по меньшей мере, 10 лет.

Кроме того, необходимо помнить, что купить на аукционе можно практически любую картину, однако, не факт, что в дальнейшем ее цена пойдет вверх. В этом случае на помощь придут эксперты. Стоит отметить, что данный рынок во многом подвержен модным веяниям. В одно время особой популярностью пользовались русские классики — Айвазовский, Кустодиев, Шишкин, спустя какое-то время в моду прочно вошли импрессионисты — Моне, Ренуар и Сезанн. Доказывает этот факт рейтинг картин наиболее дорогих художников, составляемый в разные годы по итогам продаж мировых аукционных домов. Конечно же, если инвестор может позволить себе работу Климта, рано или поздно (а скорее — рано) он продаст ее существенно дороже. А вот приобретая картину безызвестного, скажем, Тимченко, вряд ли будет возможно обеспечить гарантированность вложений. Хотя, не исключено, что когда-то Тимченко прославится и озолотит, по крайней мере, внуков инвестора. В защиту вымышленного Тимченко можно сказать, что Ван Гог при жизни продал всего одну свою картину…

По следам Лары Крофт, или вложиться в Джоли

Еще один способ инвестирования в искусство — это вложение средств в акции компаний, которые оказывают услуги в области арт-рынка или занимаются связанной с этим деятельностью. Это, в частности, акции аукционных домов, кино-корпораций, медиа-империй, производителей кино-оборудования и других компаний.

Например, в 2009 г. был разработан «Индекс Анджелины Джоли». В состав индикатора вошли акции компаний, которые связаны с кинопроизводством и самой актрисой: Sony (фильм «Прерванная жизнь»), Viacom («Лара Крофт: Расхитительница гробниц»), Time Warner («Александр»), News Corp. («Мистер и миссис Смит»), General Electric («Власть страха»), Disney («Угнать за 60 секунд»), Comcast («Соблазн»), DreamWorks Animation («Подводная братва»). Таким образом, чем популярнее и успешнее актриса, тем большую прибыль приносят компании, которые с ней сотрудничают. Кстати, только за первый год своего существования (2009 г.) индекс увеличился на 22%.

Между тем Анджелина Джоли не единственная знаменитость, обладающая своим собственным фондовым индикатором. Аналогичным успехом среди инвесторов могут похвастаться модель Хайди Клум, актрисы Ева Лонгория, Джессика Альба, Николь Кидман и многие другие селебрити.

Стоит отметить, что инвестировать в арт-индексы, которых в настоящее время уже порядка пяти (упомянутый Mei Moses All Art Index, Art Price Index и др.), сейчас нельзя. Они скорее выполняют функцию индикаторов доходности арт-рынка.

Один Брюллов на всех

Еще одним альтернативным способом инвестирования искусство является вложение средств в паевые инвестиционные фонды (ПИФ). В России фонды искусства появились в 2008 г., их деятельность сейчас более-менее понятна и регламентирована. Первым из них стал закрытый фонд «Атланта Арт» с суммой активов более 130 млн руб. Он владеет коллекцией рисунков Карла Брюллова («Альбом графини Витгенштейн»), и создан на 15 лет с возможностью пролонгации. Что особенно интересно, стоимость входа в ПИФ составляет 33,3 тыс. долл., а это достаточно высокий порог для паевых инвестиций в России.

Еще одним ПИФом художественных ценностей, заслуживающим внимание, является «Собрание. ФотоЭффект» под управлением компании «Агана». Оценочная стоимость его активов составляет почти 500 млн долл., срок работы ПИФа — 15 лет. Собственностью фонда являются порядка 700 тыс. фоторабот из архивов Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, Роджера Фентона, дагерротипы Жиро де Пранже и снимки многих других легендарных фотографов и коллекционеров. По некоторым данным, это крупнейший по объему активов паевый фонд фотоискусства во всем мире.

In vino veritas

Наверное, наиболее экзотичным видом инвестирования являются все сильнее набирающие популярность вложения в вино. Испокон веков виноделие считалось истинным искусством, постичь которое удавалось единицам. Сегодня еще большим искусством можно назвать инвестирование в напиток, стоимость которого через несколько лет может увеличиться в десятки раз.

По некоторым оценкам вторичный рынок элитного вина в настоящее время оценен в 8 млрд евро. Напитки отдельных сортов и особенно урожайных лет дают доходности в несколько сотен процентов за 10—15 лет.

Кроме того, зачастую вино, как полотна великих мастеров или уникальные ювелирные украшения, продаются в ходе аукционов, не уступая при этом в стоимости художественным работам Дали и Ван Гога. Так, в 2010 г. с молотка ушла самая дорогая бутылка вина: Chateau Cheval-Blanc урожая 1947 г. за баснословную сумму 304,375 тыс. долл. (кстати, ее оценочная стоимость существенно ниже — 150—250 тыс. долл.).

За еще одним легендарным вином стоит целая история. Shipwrecked 1907 Heidsieck & Co Monopole Champagne — по некоторым данным, самое дорогое на сегодняшний день вино в мире — предназначалось для русского императора Николая II, однако во время транспортировки корабль, на котором его везли, был потоплен немцами. Уже в 1998 г. бутылки с вином, представляющим теперь уже культурно-историческую ценность, были подняты со дна Финского залива. Стоимость одной такой бутылки сейчас — 275 тыс. дол.

Между тем столь дорогое вино очень редко приобретают в инвестиционных целях: как правило, за легендарными напитками выстраиваются в очередь частные коллекционеры и бескорыстные ценители, для которых важна не инвестиционная привлекательность, а обладание легендой.

К сожалению, и в этой сфере российским инвесторам пока не везет. В нашей стране не существует вторичного рынка вина, а торговать алкогольными напитками могут только компании, обладающие соответствующей лицензией. Зато россияне (надо сказать, очень состоятельные россияне) могут воспользоваться услугами специальных фондов и покупать напитки по сети на онлайн-аукционах и так же виртуально переводить их в специальные хранилища, расположенные где-нибудь в Европе. При этом ввезти свое драгоценное приобретение на родину для последующей перепродажи ценителю не удастся.

Кстати, прежде чем стать полноправным обладателем коллекционного Бургундского или Шампанского, инвестору придется перечислить на счет фонда круглую сумму. Минимальные взносы колеблются от 20 тыс. евро и выше. А дальше — все как в доверительном управлении: за инвестором закрепляется портфельный менеджер, с которым и обговариваются все детали сделки, начиная от урожая и сорта вина, заканчивая условиями его хранения. Кроме того, личный менеджер будет отслеживать изменения в ценах на приобретенные активы и консультировать относительно дальнейшей судьбы хмельных инвестиций.

Разумные инвестиции

«Искусство требует знаний» — говорил Бертольд Брехт. Инвестирование в предметы искусства требует еще больших знаний, хорошей интуиции и толстого кошелька, можем добавить мы. Пожалуй, это один из немногих типов инвестиций, который при удачном исходе, принесет не только серьезный доход, но и эмоциональное удовлетворение от обладания чем-то поистине великим и прекрасным.

Александра СТАРОСТИНА