Идентификация по кредитной истории — сервис для тех, кому лень идти в банковский офис

11.03.2012 09:43

Идентификация по кредитной истории — довольно экзотичный способ подтвердить свою личность. Тем не менее, несколько российских кредитных бюро предлагают такую услугу. К примеру, уже больше года клиенты «Яндекс.Денег» могут идентифицировать себя по базе данных бюро кредитных историй Equifax. Недавно о запуске аналогичного сервиса объявило «Объединенное кредитное бюро».

Как это выглядит на практике?

После регистрации на сайте клиенту предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся деталей его кредитной истории. К примеру, нужно назвать 4 последние цифры номера своего свидетельства пенсионного страхования или выбрать из предложенных дат наиболее близкую к дате открытия кредита в каком-то банке, при этом совсем не обязательно, что кредит был взят именно там. Полученные данные сверяются с информацией в БКИ, и при их соответствии происходит идентификация.
«Яндекс.Деньги» использует данный способ для того, чтобы подтвердить личность человека, если превышен лимит анонимных транзакций. Согласно российскому законодательству, единовременный платеж, превышающий 15 тыс. рублей, требует обязательного проведения идентификации.
Помимо идентификации по кредитной истории платежный сервис предлагает и другие способы, но все они связаны с личным посещением офисов компании или ее партнеров (CONTACT, Anelik), с визитом к нотариусу, с отправкой заявления заказным письмом.
Как сообщили нам в пресс-службе «Яндекс.Денег», поток идентификаций через БКИ составляет примерно четверть от всех других способов идентификации: «На практике это нужно, если кто-то хочет оплатить электронными деньгами авиабилеты или купить дорогой телефон, ноутбук, телевизор — при любой крупной покупке. Кроме того, мы рекомендуем всем благотворителям, собирающим пожертвования через «Яндекс.Деньги», идентифицировать свои кошельки. Это повышает доверие к организатору сбора, и у идентифицированных клиентов выше лимиты на снятие денег».
Конечно, подтвердить личность по кредитной истории, могут только те российские граждане, у кого она есть. Поэтому это дополнительная опция для клиентов и она не бесплатная. Чтобы пройти удаленную идентификацию своего кошелька клиентам «Яндекс.Денег» надо заплатить 90 руб.
Сергей Харченко, директор по маркетингу и продуктам бюро кредитных историй «Эквифакс»

— В каких случаях используется идентификация по кредитной истории?

— Идентификация при помощи сервиса eID — это удаленное подтверждение (верификация) личности пользователя. Сервис задает пользователю ряд уникальных вопросов, имеющих отношение к его кредитной истории и ответы на которые знает только владелец данной кредитной истории. Таким образом, мы верифицируем личность пользователя, что снижает уровень мошенничества и открывает новые горизонты по работе с «реальным клиентом».
— Какие компании кроме «Яндекс.Денег» используют этот сервис?

— Компания «Яндекс» стала первым клиентом сервиса eID Equifax, которая решила использовать данный сервис для верификации личности клиента и, соответственно, увеличения денежного лимита пользователя. Следующей категорией наших клиентов в данном направлении стали банки и микрофинансовые организации, которые отсеивают с помощью сервиса eID онлайн заявки на кредит на сайте компании. Сегодня к eID начинают присматриваться также и онлайн ритейлеры, а также все те интернет-сервисы, кто заинтересован во взаимодействии с «реальным клиентом».
— Насколько популярен данный вид идентификации?

— К сожалению, сервис eID пока не так популярен в России, как у наших американских коллег. Современный бизнес только начинает пробовать данный сервис и оценивать эффективность. Особенно он пришелся по вкусу компаниям, предлагающим финансовые услуги онлайн, что впрочем, не удивительно. Кредиты, кредитная история и бюро кредитных историй — эти понятия становятся практически неотделимы друг от друга.

Сервис eID не идентифицирует клиента только в двух случаях: его кредитной истории нет в базе БКИ «Эквифакс» или если клиент ошибся при ответе на вопрос, так как забыл.
— Сейчас этот способ используется как дополнительный. Какие есть препоны для того, чтобы он стал основным?

— В любом случае, официально подтвердить свою личность можно только при помощи паспорта гражданина РФ, прочие инструменты предназначены только для повышения эффективности принимаемых бизнесом решений, и с этим eID справляется хорошо, особенно в онлайн сервисах, где паспорт гражданина РФ предъявить невозможно.
Николай Мясников, заместитель генерального директора «Объединенного кредитного бюро»

— Зачем клиенту банка проходить идентификацию по кредитной истории?

— Многие банки строят дистанционный бизнес, не требующий присутствия клиента в отделении. Данное решение помогает банкам принимать предварительные решения по кредитным заявкам, поданным через интернет-сайт, соответственно клиенты, прошедшие андеррайтинг дистанционно, имеют возможность получить кредит, не приходя в банк, а банк в свою очередь оптимизирует поток клиентов в своих отделениях.
— С какими компаниями работает в этом направлении ОКБ?

— Несколько компаний и банков уже используют сервис, хотя он только набирает обороты и запущен в прошлом году.

— Какие предпосылки есть для распространения этого способа идентификации? Кто им будет пользоваться?

— Банки и другие кредитные организации, развивающие интернет канал привлечения клиентов.

— Что будет, если у человека не было кредитной истории, либо она оказалась неверной?

— Клиент не будет верфицирован и ему предложат обратиться в отделение.

Ольга МАРКОВА