Гвеналь Севар, генеральный директор лизинговой компании «Арвал»

09.08.2012 13:17

Об особенностях российского рынка автомобильного лизинга аналитическому агентству «Автостат» рассказал Гвеналь Севар, генеральный директор лизинговой компании «Арвал».
— Насколько развит лизинг в России в настоящее время?
— На сегодняшний день в России в операционном лизинге находится менее 2% от всего корпоративного автопарка легковых и легких коммерческих автомобилей. В 2013 году темпы роста операционного лизинга прогнозируются на уровне 20%. Для сравнения: в 2013 году прогноз относительно темпов роста финансового лизинга и покупки составляет 5% и 3% соответственно. Если говорить об уровне развития рынка операционного лизинга автомобилей, то, для сравнения, можно отметить что в некоторых странах Западной Европы в операционном лизинге находится около 40% корпоративного автопарка.

Согласно данным исследования Барометр Корпоративных Автопарков-2012 только 2% российских компаний с количеством сотрудников более 100 человек предпочитают формировать корпоративный автопарк с помощью операционного лизинга, в том время как применительно к европейским компаниям с таким же количеством персонала, данный показатель составляет 39%.
— Каков ежегодный объем рынка лизинга автомобилей в России (интересно деление легковые-грузовые)?
— По нашим оценками, в России в 2012 году рынок операционного лизинга пассажирских автомобилей (весом менее 5 тонн) составляет порядка 37 000 единиц, соответственно рынок финансового лизинга — около 205 000 единиц пассажирских автомобилей (весом менее 5 тонн). В 2013 году мы прогнозируем объем рынка операционного лизинга на уровне 45 000 пассажирских автомобилей, рынка финансового лизинга — 253 000 автомобилей соответственно. В ближайшей перспективе можно прогнозировать рост объемов рынка операционного лизинга до 75 000 пассажирских автомобилей и финансового лизинга — 253 000 автомобилей соответственно. Таким образом, доля российского корпоративного автопарка легковых и легких коммерческих автомобилей, находящая в лизинге (Операционном и Финансовом) составляет около 10%. На сегодняшний день корпоративный автопарк в России насчитывает около 2.3 млн автомобилей. Учитывая тот факт, что рынок Операционный лизинга растет примерно в 4 раза быстрее, чем рынок Финансового лизинга, мы можем с уверенностью говорить о том, что Операционный лизинг имеет очень широкие перспективы на Российском рынке.

— Каково соотношение лизинга новых/подержанных автомoбилей?
— Поскольку Arval работает только с новыми автомобилями, и наша цель заключается в том, чтобы формировать автопарк наших клиентов, используя качественный и надежный транспорт, мы не рассматриваем подержанные автомобили как предмет лизинга, и не готовы оценить состояние рынка лизинга подержанных автомобилей.
— Ваша компания работает и с госучреждениями и с частными компаниями? Каково соотношение объемов парков в Вашем управлении по этим типам компаний?
— Мы работаем с большим количеством частых компаний, международных и российских организаций, среди которых преобладают крупные компании и компании среднего размера. Предприятия госсектора занимают незначительную часть среди клиентов, с автопарками которых мы работаем. На сегодняшний день мы отмечаем растущий интерес со стороны российских подразделений международных корпораций в отношении использования международных и глобальных практик и их адаптации к особенностям локального рынка. Эти компании испытывают потребность в наших консультациях, рекомендациях, новых инструментах, позволяющих оптимизировать их корпоративный автопарк. Интерес к этим сервисам постоянно растет.
— Какие марки автомобилей предпочитают брать в лизинг компании?
— Анализируя парк автомобилей, который мы передаем в операционный лизинг, я могу отметить, что наиболее востребованные бренды — это Форд, Рено, Шевроле и Фольксваген. Доля последнего производителя составляет порядка 60—70% в операционном лизинге. При этом в то же время, отмечается интерес к корейским и французским брендам.
— Какие компании являются Вашими клиентами?
— Среди наших клиентов преобладают международные и российские компании, частные предприятия, а также компании среднего размера. Что касается предприятий среднего и малого бизнеса, надо сказать, что в этом сегменте рынка операционный лизинг пока востребован незначительно, хотя мы рассматриваем такие компании в качестве потенциальных клиентов, если они являются российскими представительствами международных корпораций.
— Наиболее востребованный срок лизинга?
— Наиболее востребованный срок лизинга — 42 месяца. Зачастую этот срок увеличивается до 48 месяцев.
— Что, по-вашему, надо делать, чтобы лизинг в России развивался?
— Россия является весьма перспективным рынком для развития лизинга, и в особенности операционного лизинга. Для дальнейшего развития этого продукта необходимо повышать уровень образования рынка, активно продвигать аутсорсинг, как эффективный инструмент для развития бизнеса. С другой стороны, очень важно формировать у компаний потребность в консультировании и рекомендациях, демонстрировать им весь спектр преимуществ лизинга для развития бизнеса.
Лизинговые компании — поставщики услуги операционного лизинга, в свою очередь, должны обеспечивать высокое качество обслуживания, широкий региональных охват и быть более «прозрачными» в отношении предоставляемых сервисов.
Светлана ЦЕЛИКОВА

см. Арвал