ФАС заступилась за вкладчиков

20.08.2011 21:53

Банки стали все чаще заманивать вкладчиков высокими процентными ставками. Впрочем, на деле их предложения оказывались пустыми обещаниями. Антимонопольная служба Москвы предлагает бороться с обманщиками

Участились случаи, когда банки обещают вкладчикам высокие процентные ставки, а в реальности выплачивают меньше обещанного. «Практика обмана банками своих клиентов, которые открывают депозиты на привлекательных условиях, а на деле получают меньше, не соответствует обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, — говорится в заявлении Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Москве. — Более того, такие действия квалифицируются антимонопольным органом как недобросовестная конкуренция, способная негативно сказаться на отношении к банковской системе».

Не секрет, что для вкладчика при решении вопроса о выборе банка основным критерием являются выгодные условия по вкладам.

«Естественно, что вкладчики, размещая свои денежные средства, не предполагают возможности последующего ухудшения первоначальных условий. Однако это очень распространенная ситуация», — отмечают в УФАС.

Банки объясняют, что вынуждены снижать ставки по действующим вкладам из-за нестабильности на рынке — дескать, она не позволяет держать ставки на оговоренном ранее уровне в течение долгого времени.

«Какими бы ни были доводы, итог остается один — вкладчики не получают в планируемом объеме прибыль от размещения денежных средств, а банки, не исполняя часть принятых на себя обязательств, приобретают преимущество на рынке банковских услуг перед своими конкурентами», — говорится в сообщении регулятора.

В случае, если гражданин заключил с банком договор на привлекательных условиях, а впоследствии ему стали устанавливать различные комиссии ограничительного характера или иные размеры процентной ставки, вкладчик вправе обратиться с соответствующим заявлением в Московское УФАС России, сказано на сайте антимонопольной службы.

Как пишет BFM.Ru, в середине июля ставки по вкладам в десяти крупнейших банках снова начали расти и достигли около 9,94%. А это означает, что на фоне ставок ведущих банков скоро станут поднимать ставки и более мелкие игроки.

Нарушения прав вкладчиков происходили, как правило, в разгар кризиса, когда некоторые банки вводили по сути заградительные тарифы на снятие наличных со счетов, другие — наоборот, на пополнение депозитов, открытых по высоким ставкам, отмечает, вице-президент СМП-банка Оксана Мисане. Она напоминает, что между клиентами этих банков и самими кредитными организациями до сих пор продолжаются судебные разбирательства, причем, скорее всего, суды встанут на сторону клиентов.

Вместе — сила

Вкладчик, которому банк в одностороннем порядке изменил условия по вкладу, может обратиться с жалобой в Центробанк. Но высока вероятность такого развития событий, когда ЦБ не станет заниматься одним частным случаем, а вот коллективные жалобы в органы надзора крайне редки, считает начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко.

Хотя именно коллективные жалобы более действенны: если ЦБ видит случай массового нарушения прав клиента банка, то надзорный орган такие действия кредитной организации, скорее всего, заинтересуют, так как проводить в банках проверки — это одна из самых действенных мер в арсенале ЦБ, отмечает эксперт.

Есть определенный набор инструментов для борьбы клиентов банков за свои права, отмечает Оксана Мисане. В частности, они могут написать обращение в Роспотребнадзор, Центробанк, подать иск в суд. Причем до суда часто дело не доходит — достаточно обращений в вышестоящие и контролирующие органы, так как все условия, зафиксированные в договоре вклада, подлежат обязательному исполнению обеими сторонами, подчеркивает эксперт.

Основа договорных отношений между вкладчиком и банком в том, что клиент доверяет средства банку и по окончанию срока договора получает сумму вклада вместе с процентами (или если договор расторгается досрочно, получает средства и тот процент, который оговорен в договоре при таких обстоятельствах). Банк размещает полученные средства в ликвидные активы и выплачивает по истечении срока вклада вложенные суммы и обещанные проценты.

К сожалению, в России клиенты банков чаще отстаивают свои права в тех случаях, когда нарушаются условия кредитного договора, так как их нарушение чаще всего влечет за собой необходимость оплачивать дополнительные комиссии или услуги банка, напоминает Иван Манаенко. В ситуации со вкладом, как правило, человек просто расстается с упущенной по вине банка выгодой и редко жалуется, считая, что больше времени, денег и нервов он потратит на отстаивание свой правоты в суде.

Условия договора не могут противоречить законодательству России, но при этом следует иметь в виду, что банки тоже могут быть страдающей стороной. «Кредитные организации находятся в неравном положении с вкладчиками, — сетует Оксана Мисане. — Владелец депозита может забрать его в любой момент. То есть банк не может быть полностью уверен в том, что клиенту деньги не понадобятся срочно, и такие пассивы, конечно, для банков не очень комфортны». Решением этой проблемы, по мнению эксперта, могло бы стать введение безотзывных депозитов, по которым банки смогли бы предложить более высокие ставки.

Елена ГОСТЕВА