Эпоха возрождения рынка управления активами

30.01.2012 07:37

В 2008 году на фоне падения рыночного драйвера резко «погрустнел» весь российский рынок коллективных инвестиций, в том числе паевых инвестиционных фондов (ПИФ). И сейчас рассчитывать на возрождение рынка в его прежнем виде бесполезно. Аббревиатура ПИФ вызывает у потенциальных клиентов как минимум спорные ассоциации, устарел сам бренд. И ренессанс индустрии — это уже понятно тем, кто привык не приспосабливаться к реалиям, а идти вперед, — будет связан с другими инструментами. Привычным фондам нужно серьезное обновление, чтобы вернуть клиентов категории mass affluent на рынок.

Конечно, приятно вспоминать середину 2000-х годов, золотые времена, когда в офисах управляющих компаний люди готовы были отстаивать за паями змееобразные очереди, как в советских универмагах.

Когда рекламу ПИФов можно было увидеть и под землей, в метро, и в небесах, на высоких билбордах. За один только 2006 год в открытые и интервальные фонды поступило 43 млрд руб., около 45% от нынешней стоимости их чистых активов рынка. Приятно вспоминать и рассчитывать на «камбэк», но не слишком продуктивно.

С конца 2008 года довольно бодро развивались закрытые ПИФы, управление пенсионными деньгами, средствами госкорпораций и целевых фондов. Лидеры отрасли также сосредоточили пристальное внимание на доверительном управлении счетами крупных частных клиентов. Управляющие компании (УК) сосредоточили у себя в общей сложности 3 трлн руб. — неплохая сумма, которая никак не позволяла прогнозировать конец отрасли. Но сегодня речь идет уже о совсем других показателях — только 3% от этой общей суммы приходится на розничные продукты. Мизерные, практически незаметные 3%. Хотя за рубежом этот сегмент занимает больше трети рынка.

Что сделалось с частным инвестором, имеющим в активе 100 тыс. долл. свободного капитала, с тем самым клиентом «высокой розницы», который одновременно и достаточно обеспечен и финансово грамотен, чтобы пользоваться инструментами коллективных инвестиций? Он разорился и исчез как вид? Отнюдь нет. Он стал закоренелым консерватором, поверил, что нет на свете ничего надежнее, чем вклад в банке. За три последних года объем депозитов на российском рынке удвоился и достиг к минувшему октябрю 13 трлн руб. Причем 50% этой суммы состоит из вкладов свыше 1 млн руб. Так что про потенциал роста отрасли и наличие перспективного для УК клиента можно не спорить: он есть. Сейчас вопрос в другом: как его вернуть?

Одна из причин оттока капитала с фондового рынка состоит в том, что он перестал поражать воображение высокими темпами роста, как было в середине парадных нулевых. Но это не единственная и даже не главная причина.

УК следует признать, что проблема последних четырех лет не сводится к внешней конъюнктуре, а состоит еще и в том, что они сами не смогли предложить продукты, которые удовлетворяли бы потребностям клиентов mass affluent. У некоторых продуктовые линейки отдают откровенной архаикой, потому что не обновлялись годами, минимальные косметические правки не в счет. Это первое. И второе — мало кто на рынке всерьез и прицельно думал над тем, что же нужно розничным инвесторам в нынешних условиях. А ведь это ключевой вопрос, на который есть конкретные ответы.

С началом глобального кризиса люди стали чаще задумываться о повышении прозрачности вложений и минимизации издержек. К примеру, на Западе, где управление активами тоже пребывает не в самой оптимальной форме, начался бум ETF — биржевых фондов, чьи портфели представляют собой фиксированные наборы финансовых инструментов, допустим акций. ETF можно представить в виде пирога, который однажды испечен и нарезан на куски — паи, торгующиеся на бирже. Ингредиенты замешаны в заданной пропорции, издержки сведены к минимуму, сюрпризов не запланировано. Очень актуальный в настоящее время продукт. И это подтверждают цифры: суммарный объем активов в ETF увеличился с 0,8 трлн долл. в 2007 году до 1,5 трлн долл. в 2012 году, и это, понятно, происходило на фоне неуклонного оттока средств из фондов с активным управлением. И хотя в России ETF пока не появились (этому мешали законодательные ограничения), о высоком потенциальном спросе на инструмент косвенно свидетельствуют хорошие продажи нашего продукта с пассивной инвестиционной стратегией — фолио.

Кроме того, после «торнадо» 2008 года инвесторы стремятся к надежности сбережений при приемлемом уровне доходности. Отсюда триумф депозитов. Но и на этом поле можно конкурировать с банками или объединяться с ними, предлагая совместные продукты, гораздо более креативные и потенциально более доходные, нежели обычные вклады.

В общем, надо не горевать о «золотом пифовском веке», не пенять на рыночное «средневековье», а спокойно выбираться из казавшейся еще вчера патовой ситуации, когда на «высокую» розницу на рынке управления активами нет спроса, когда по рознице нет предложения. Надо видеть и анализировать клиентские потребности, предугадывать желания и смело выводить на рынок новые продукты, которые могут заинтересовать крупных частных инвесторов. Иначе «эпоха возрождения» так и не наступит.

Ирина КРИВОШЕЕВА

Автор — председатель правления, генеральный директор УК «Альфа-Капитал»