Деньги на приколе: банки заинтересованы в привлечении больших объемов корпоративных средств

25.03.2012 10:01

Если экономика развивается динамично, то прирост объемов корпоративных депозитов сравнительно невелик

Ухудшение бизнес-климата и снижение инвестиционной активности в стране приводит к ускоренному росту корпоративных депозитов. Банки могут извлечь из этого выгоду.

В отличие от физических лиц, депозиты не являются для компаний источником зарабатывания денег. Ведь для юридического лица деньги — ресурс. И чем лучше управление ресурсами, тем короче и меньше депозиты. То есть основная масса вкладов юридических лиц носит краткосрочный характер.

Депозиты сроком более трех месяцев встречаются нечасто, а полгода и больше — вообще редкость. «Причины понятны: для компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность, деньги являются ресурсом, и замораживать их на продолжительный срок под банковские проценты в большинстве случаев неэффективно, — говорит зампред правления Нордеа Банка Михаил Поляков. — Депозиты, векселя, плата по остаткам на счетах — это, скорее, получение доходов на крайне короткие по сроку пассивы». Поэтому если экономика развивается динамично, то прирост объемов корпоративных депозитов сравнительно невелик, и наоборот — когда экономический рост тормозится, на банковских счетах начинают накапливаться «жировые отложения» временно свободных средств компаний.

Объем этого рынка на начало года составлял 7,5 трлн рублей без учета размещенных в банках средств бюджетов разного уровня — это почти в два раза ниже депозитной базы банков в розничном сегменте. При этом за весь 2012 год объем средств на корпоративных счетах вырос незначительно — всего на 1,5% (для сравнения: темпы роста депозитной базы физических лиц в прошлом году — 20%). Причем динамика даже этого мизерного для российских реалий роста была рваной. В некоторые месяцы наблюдалась отрицательная динамика — в I квартале объемы корпоративных депозитов сократились на 16%, а затем начали расти на 6—7% в квартал.

При этом нельзя сказать, что предложения банков по размещению средств корпоративных клиентов в рублевые инструменты были непривлекательными. Весь прошлый год ставки на депозитном рынке росли — банкам не хватало ликвидности для финансирования собственных кредитных операций. «Наблюдаемый в течение 2012 года рост ставок привлечения связан с ростом собственных потребностей в ресурсах кредитных организаций, быстро наращивавших кредитный портфель в течение года, — говорит руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Уралсиб» Андрей Горбов. — Эти потребности толкали ставки вверх и сделали привлечение депозитов более дорогим для всего банковского сектора». Многие банки, особенно в III квартале 2012 года, продемонстрировали агрессивный настрой, выходя на рынок с достаточно «дорогими» депозитными предложениями. Причиной этого послужили проблемы с ликвидностью и необходимость наращивания ресурсной базы кредитных организаций для поддержания норматива Н3. Сейчас эта проблема в банковском секторе стоит уже не так остро. «Ликвидность на рынке есть, ставки по корпоративным депозитам будут снижаться», — уверен зампред правления Инвестторгбанка Сергей Серов. Тем не менее банки по-прежнему заинтересованы в привлечении больших объемов корпоративных средств. И ситуация в экономике складывается таким образом, что объемы корпоративных депозитов будут, скорее всего, расти.

«В существующих условиях размещение свободных денег на депозитном банковском счете можно считать одним из наиболее выгодных способов сбережения средств организации или предприятия, а также извлечения дополнительного дохода», — уверена директор по развитию расчетных продуктов блока «Массовый бизнес» Альфа-банка Ирина Пономарева. «Это удобный и востребованный инструмент сохранения и увеличения денежных средств для компаний, особенно в текущих экономических условиях, не способствующих росту объема инвестиций», — соглашается Андрей Горбов.

В январе 2013 года на рынке наблюдался традиционный для начала года отток средств с корпоративных счетов. Но в последующие недели ситуация стабилизировалась. В ближайшие же месяцы рынок депозитов для юридических лиц ожидает не просто стабилизация, а уверенный рост объемов откладываемых средств, уверены эксперты. Компании осознают необходимость эффективного управления ликвидностью и получения дополнительной доходности, что приводит к росту объемов реальных сделок на депозитном рынке. И пусть сейчас ставки по рынку в целом снижаются, сберегательную активность компаний формируют иные факторы.
Основным драйвером роста объема вкладов юридических лиц станет ухудшение бизнес-климата и снижение инвестиционной активности предприятий.

«Предположительно, темп прироста [корпоративных депозитов] в 2013 году составит 10—15%, — считает Сергей Серов. — Фундаментально многое будет зависеть от состояния ликвидности банковской системы и роста рынка корпоративного кредитования». Еще оптимистичнее смотрит в будущее директор департамента развития корпоративного бизнеса Московского кредитного банка Анна Стопневич: «По нашим прогнозам, российский рынок депозитов в 2013 году вырастет примерно на 20%. Сейчас все крупные холдинги считают необходимым использовать временно свободные денежные средства максимально эффективно». Свободные средства у компаний появились не от хорошей жизни: собственная инвестиционная активность корпоративного сектора снижается. И депозиты кредитных организаций — один из наиболее удобных инструментов для размещения высвобождающихся средств, чтобы они продолжали приносить доход. Впрочем, это относится главным образом к крупным компаниям. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), большинство предприятий малого и среднего бизнеса (90%) сегодня вообще не пользуются депозитами. И от банков потребуются дополнительные усилия, чтобы привлечь этих клиентов. Кроме того, конкуренцию депозитам составляют другие способы вложения денежных средств, например векселя.

Поэтому на рынке депозитов юрлиц в последнее время наметилась тенденция к расширению предоставляемых услуг. Банки стремятся предложить клиентам новые виды депозитных продуктов. «Для нашего банка очень важно сочетание качественных и количественных показателей, поскольку компании, заинтересованные во вложении больших средств, очень внимательно отслеживают банковские рейтинги и операционные показатели, перед тем как разместить средства, — говорит Анна Стопневич. — Клиенты выставляют лимит на банк, и банк должен соответствовать этому лимиту, только после этого он может участвовать в тендере». В Альфа-банке в привлечении корпоративного клиента делают ставку не только на доходность инструментов, но и на сопутствующие сервисы. «Сейчас мы разрабатываем специальное предложение для клиентов этого сегмента, исходя из их возможностей, потребностей и специфики бизнеса, с привлекательными для них условиями по сроку, сумме и ставке, — говорит Ирина Пономарева. — Многие компании не пользуются депозитами из-за того, что банки запрашивают слишком большую сумму для первоначального взноса. Обычно она составляет 300 тыс. рублей и выше. Мы же стремимся сделать депозиты доступными практически для любого предпринимателя или небольшой компании».

Если оставить в стороне доходность по депозитам, банкам в привлечении новых объемов в этом сегменте предстоит работать по двум главным направлениям — искать индивидуальный подход к клиентам и повышать комфортность использования продуктов. «Клиент всегда хочет вкладывать деньги на самых выгодных условиях, поэтому банк должен быть готов не только применять гибкую политику по депозитным условиям в каждом конкретном случае, но и оперативно реагировать на изменения рынка, — считает Анна Стопневич. — Кроме волатильности необходимо учитывать, что компании, размещающие свободные денежные средства, заинтересованы в максимальном упрощении документооборота, а также в удобных депозитных инструментах, в том числе позволяющих контролировать финансовые процессы онлайн». Кроме того, не в последнюю очередь клиенты обращают внимание на возможность открытия депозита онлайн и простоту процесса оформления сделки, замечает Ирина Пономарева. «Если говорить о клиентах нашего банка, то наиболее востребован сейчас классический депозит, позволяющий получать максимальную доходность, в том числе за счет капитализации процентов, — подтверждает общую для рынка тенденцию Андрей Горбов. — Также популярен депозит «On-Line», так как он очень удобен для клиента — для его открытия не нужно обращаться в офис банка, клиент может самостоятельно оформить его через систему интернет-банка».

И все-таки главными на этом рынке продолжают оставаться количественные показатели: для банка это сумма и сроки привлечения, а для клиента — размер ставки по депозиту. С точки зрения банка интерес представляют любые клиенты, имеющие свободные средства. Но в текущих условиях недостатка долгосрочной ликвидности закономерно, что самым высоким спросом со стороны банков пользуется размещение депозитов на длительный срок. Самый привлекательный тип вкладчика — тот, кто размещает ресурсы на срок более одного года в безотзывный инструмент с выплатой процентов в конце срока. Но это идеальная картинка. Такие депозиты, безусловно, есть в портфеле многих банков, но они составляют от силы 20%. В то же время наиболее востребованными у юридических лиц, конечно же, являются депозиты срочностью 31—180 дней.

При этом отличие от розничного сегмента в том, что на рынке депозитов для юрлиц годовые показатели демонстрируют значительное увеличение объема вкладов в валюте по сравнению с рублевыми депозитами. «На мой взгляд, это связано с тем, что компании научились хеджировать свои валютные риски, — говорит Анна Стопневич. — После финансового кризиса 2008—2009 годов рынок валютных операций стабилизировался, и теперь мы наблюдаем рост как вкладов в валюте, так и кредитов».

Не надо забывать и еще об одном существенном отличии рынка депозитов юридических лиц от розничного рынка. В данном сегменте отсутствует система гарантирования вкладов. Соответственно, компания может рассчитывать на страховку и поэтому при выборе банка помимо условий вклада (процентная ставка, условия расторжения и т. д.) особое внимание обращает на устойчивость кредитной организации. «Основной фактор при выборе банка для размещения свободных средств — степень их сохранности, т. е. надежность банка», — уверен Андрей Горбов. Фактор доверия к банку может перевешивать и уровень ставки, и другие параметры депозита.

В итоге для любой компании главное при принятии решения о депозитной сделке — это привлекательные процентные ставки в сочетании с надежностью банка и комфортное обслуживание с возможностью принимать индивидуальные решения по конкретным сделкам. Что касается параметров продукта, то для корпоративных клиентов банков важно наличие возможности размещения депозитов на короткие сроки с максимальной доходностью и минимальными временными затратами на оформление сделки. Традиционно больший интерес компании проявляют к срочным вкладам с фиксированными ставкой и сроком. Для многих из них критична возможность изъятия депозита или его части без потери процента или с минимальными потерями. Со своей стороны «банки готовы выплачивать проценты ежемесячно, добавлять опции по неснижаемому остатку, многие предлагают даже досрочное расторжение с сохранением процентного дохода за фактический период пользования средствами», — говорит Сергей Серов. И если уж короткий диапазон размещения средств так привлекателен для компаний, то в нем и развернется среди банков основная конкурентная борьба за клиента.

Наши эксперты

Андрей Горбов, руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Уралсиб»:

«Широкая линейка депозитных продуктов для юридических лиц позволяет подобрать условия размещения свободных денежных средств с учетом потребностей каждого клиента. В зависимости от того, чего хочет клиент — получить максимальную доходность, иметь возможность пополнять депозит, досрочно изымать часть либо всю сумму депозита без существенной потери дохода, — можно выбрать подходящий вариант. Например, депозит «Классический» позволяет получить максимальную доходность за счет ежемесячной капитализации процентов. Депозит «Оптимальный» дает клиенту право досрочного изъятия всей суммы депозита с минимальной потерей доходности. Депозит «Универсальный» предоставляет возможность пополнения, а также частичного и досрочного изъятия средств. А депозит «On-Line» позволяет клиенту самостоятельно размещать денежные средства на короткий срок через систему интернет-банкинга без посещения офиса и подписания депозитного договора. К слову, наиболее востребованными среди наших клиентов являются депозиты «Классический» и «On-Line». Размещение депозита на срок от 1 дня возможно в рублях, долларах США и евро. Каждый из наших депозитных продуктов имеет типовые параметры, однако возможна их индивидуальная настройка. Например, уровень наших ставок соответствует рыночному, но при их определении возможен индивидуальный подход — в зависимости от суммы и срока размещения, а также специфики бизнеса клиента. Так, например, в линейке депозитных продуктов банка представлены депозиты для страховых компаний и НПФ».

Сергей Серов, заместитель председателя правления Инвестторгбанка:

«Корпоративные клиенты могут разместить у нас временно свободные средства с учетом особенностей ведения бизнеса и выбранной финансовой стратегии. Линейка наших депозитных продуктов содержит множество опций, включая возможность пополнения, расходования средств, программы с неснижаемым остатком, классические депозиты с фиксированными сроками и суммами. Популярностью пользуются как краткосрочные депозиты на срок в несколько дней (недель), так и долгосрочные инструменты. Компании могут также размещать средства в «овернайт» по ставкам межбанковского рынка. При этом в рамках подписанного генерального соглашения каждая сделка может заключаться через дистанционную систему «клиент-банк» или через систему Reuters. Нередко компании одновременно размещают несколько видов депозитов, различных по срокам и набору опций, что позволяет им более эффективно управлять свободной ликвидностью. Клиенты, которым срочно потребовались средства, могут не разрывать депозитный договор и не терять доход, а оформить на льготных условиях кредит. Срок рассмотрения заявки в таком случае может составить всего 1 день. Это особенно актуально для компаний холдингового типа, которые, грамотно используя депозитные и кредитные продукты, могут повысить эффективность управления ликвидностью внутри группы компаний в целом».

Анна Стопневич, директор департамента развития корпоративного бизнеса Московского кредитного банка:

«Наш банк предлагает корпоративным клиентам конкурентоспособные рыночные ставки и широкий выбор депозитных продуктов. Дополнительное удобство — возможность размещения денежных средств с использованием электронной системы «Ваш банк в вашем офисе», которая позволяет дистанционно управлять счетами, не покидая офиса, и полностью автоматизирует документооборот с банком. Существуют различные варианты согласования и оформления депозитных сделок, в том числе без открытия расчетного счета в банке. Применяя гибкие условия размещения денежных средств и выплаты процентов, банк предоставляет клиентам наиболее выгодные решения. На 1 февраля 2013 года объем средств, размещенных на счетах корпоративных клиентов банка, превысил 50 млрд рублей».

Михаил ХМЕЛЕВ