Citi нацелился на рост розницы в РФ в сезон кредитного бума

26.02.2012 02:00

Российская «дочка» Citigroup собирается расти на рынке розничного кредитования двузначными темпами — быстрее, чем бизнес группы в США, Азии и Европе, но не обольщается кредитным бумом, который грозит потерями при ухудшении ситуации в экономике, сказал в интервью Рейтер Михаил Бернер, возглавляющий розничный бизнес Ситибанка.

Российский рынок розничного кредитования в 2012 году поднялся почти на 40 процентов на фоне замедления роста в корпоративном секторе, вызвав беспокойство ЦБР, опасающегося накопления рисков в потребкредитовании, в которое бросились банки в поисках прибыли.

«И мы рассчитываем увеличить портфель еще на 15—20 процентов. В результате мы будем развиваться достаточно впечатляющими темпами по американо-европейско-азиатским меркам, но чуть медленнее, чем российский рынок», — сказал Бернер, курирующий розничный портфель Ситибанка в $1,3 миллиарда.

В марте стало известно, что Citigroup, которая планировала сократить 11.000 сотрудников для экономии расходов, ведет переговоры с «дочкой» крупнейшего банка РФ Сбербанка о продаже ей розничного бизнеса в Турции.

В России Ситибанк растет медленнее рынка, рост которого, по прогнозам ЦБР, замедлится до 25—30 процентов в этом году под влиянием «рыночных ограничений»: падения уровня достаточности капитала и сокращения фондирования.

«Мы росли медленнее, чем рынок, так как мы более консервативно подходим к оценке рисков. Citi работает в самых разных странах и бывал в самых разных ситуациях, — говорит Бернер. — Мы знаем, что кредитный бум иногда не очень хорошо заканчивается для банков, которые в нем слишком активно участвуют».

«Наше отношение к их оценке не меняется в зависимости от того, ситуация ли это кредитного бума или мы имеем дело со стабильным рынком», — добавил топ-менеджер Ситибанка, который во в время кризиса 2008—2009 года потерял около 6 процентов кредитного портфеля, объем которого тогда был чуть менее $1 миллиарда.

Это несопоставимо с тем, что было на рынке, когда другие банки списывали по 20 процентов и больше, говорит Бернер.

По оценкам ЦБ, долговое бремя населения в РФ — одно из самых высоких из-за «дорогих» кредитов и их короткой длины: более 20 процентов годовых доходов физлиц уходит на оплату кредитных долгов.

Жизнь в долг

Бернер говорит, что пока ситуация в России остается стабильной и кризиса «плохих» долгов на горизонте не видно, но меры ЦБ, ужесточающие подходы к резервированию и капиталу для потребкредитов, должны охладить пыл заигравшихся с рисками банков.

«По темпам роста кредитного портфеля российский рынок в прошлом году развивался быстрее, чем большинство рынков в мире. Это связано со стабильной экономической ситуацией в стране: доходы населения растут, у людей есть работа и есть уверенность в том, что она будет у них еще какое-то время», — говорит он.

ЦБ прочит рынку потребкредитования РФ, темпы прироста которого достигли 60 процентов в год, еще два года бурного развития, пытаясь сдуть надувающийся «пузырь» ужесточением регулирования. В розничном портфеле Сити на долю потребкредитов приходится 55 процентов, кредитных карт — около 45 процентов.

«Меры по ужесточению регулирования оправданы: необходимо извлечь уроки из того, что произошло в 2008—2009 году. Тогда все столкнулись с серьезными проблемами, а некоторые люди не могли погашать большое количество кредитов, которые у них были. Определенное ограничение выдачи кредитов заемщикам, находящимся в такой зоне риска, — правильное решение», — считает Бернер.

Он пока не видит причин для повторения кризиса «плохих» долгов, который был спровоцирован падением цен на нефть, снижением доходов и ростом безработицы, но замечает «перекредитованность» определенного круга людей, склонных набирать долги.

»…Многие берут слишком много — больше, чем могут себе позволить. Например, человек получает в месяц 30.000 рублей, а ежемесячные платежи составляют 25.000 рублей. Не очень понятно, как можно прожить на 5.000».

Бернер объясняет это финансовой безграмотностью и «желанием жить сегодня на все сто, а дальше — будь что будет».

«Дело не в особенностях национального характера: такого рода феномены были и в Латинской Америке, и в Юго-Восточной Азии. Это скорее ментальность людей, которые не до конца понимают, что они делают», — говорит он, добавляя, что в сложные времена кредиты, выданные наспех, быстро превращаются в списание.

Виртуальный банк

Свою политику развития розницы в России Citi, работающий в сегменте среднего класса, настраивает на онлайн-сервис и скорость.

«Клиенты сегодня все меньше и меньше хотят ездить в отделения. Думаю, к этой мысли придут и банки, у которых есть многотысячная сеть отделений. Пробки, длинный рабочий день, — и ни у кого нет желания ехать куда-либо для получения банковского обслуживания», — говорит Бернер.

Ситибанк считает, что выдержит конкуренцию с госбанками в силу недоразвитости рынка банковских услуг в России и потенциала его роста.

«Доля рынка будет увеличиваться потому, что рынок растет, а не потому, что кто-то у кого-то перетащил клиентов. Я думаю, что еще несколько лет так будет продолжаться. Есть пространство для роста всех игроков».

Оксана КОБЗЕВА, Екатерина ГОЛУБКОВА

см.  Ситибанк