Бюджет выходит в люди

12.10.2012 14:04

Минфин обещает показать гражданам, на что идут их налоги

До конца года Минфин и Федеральное казначейство запустит единый портал бюджетной системы. Это позволит налогоплательщикам в режиме онлайн следить за тем, как тратятся их деньги на всех уровнях-- от федерации до муниципалитетов.

Сеанс неслыханной открытости

Одним из своих первых указов Владимир Путин поручил правительству открыть в этом году доступ в интернете к информационным системам всех органов власти. Подобная система последние годы создается во многих развитых странах. Открытые данные служат базой для создания различных общественных сервисов, гражданского контроля за работой власти, а также для более эффективной работы самой власти. К концу этого года по планам правительства должны быть открыты и приспособлены для компьютерной обработки 500 тематических блоков информации.

Как объясняет министр Михаил Абызов, курирующий эту работу, без открытых данных невозможно создать и саму систему открытого правительства.

Важнейшей задачей в рамках этой политики станет открытие данных о бюджетах всех уровней. Проведенные экспертами Высшей школы экономики (участвующими в работе по открытию данных) опросы показывают, что и эксперты, и обычные граждане активно интересуются данными о бюджетных расходах, включая госзакупки. С информацией о госзакупках особых проблем уже нет — несколько лет назад был создан соответствующий портал, который завоевал такую популярность, что заставил чиновников держать себя в руках при размещении госзаказа.

Теперь Минфин объявил, что до конца года в рамках госпрограммы «Электронный бюджет» будет полностью запущен единый портал бюджетной системы (он пока работает в тестовом режиме). Портал раскроет, как говорится, весь бюджетный процесс (конечно, это не относится к закрытым статьям). В том числе позволит всем в режиме онлайн следить за тем, как расходуются на уровне федерации, регионов и муниципалитетов деньги налогоплательщиков.

Игра в бюджет

Зарубежный опыт показывает, что государственные бюджетные порталы с открытыми данными пользуются популярностью. Причем они, как правило, дополнены общественными сервисами, созданными на базе таких открытых данных.

Портал позволит увидеть обновляемую в ежедневном режиме информацию об исполнении бюджетов всех 24 тыс. муниципальных образований и всех 83 регионов

«В Великобритании самым популярным является общественный проект «Куда идут мои деньги», — говорит гендиректор агентства «Стратег» Екатерина Аксенова. А в США популярен сервис «Смерть и налоги», красочный постер которого даже успешно продается за 20 долл. Поэтому, по ее словам, доносить бюджетную информацию до граждан лучше через дополнительные дизайнерские усилия и даже компьютерные игры, например по самостоятельной корректировке бюджета.

Курирующая создание портала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко не исключает, что Минфин и Федеральное казначейство и сами разработают некоторые подобные сервисы для портала. «Портал призван сделать бюджет понятным для граждан. Чтобы его можно было обсуждать, — объясняет она. — Финансовая информация должна быть связана с конкретными результатами деятельности органов власти, тогда она будет понятной и полезной для каждого пользователя». Глава казначейства Роман Артюхин добавляет, что портал позволит увидеть обновляемую в ежедневном режиме информацию об исполнении бюджетов всех 24 тыс. муниципальных образований и всех 83 регионов. Для этого все муниципалитеты обяжут размещать полную бюджетную информацию на их сайтах.

По идее можно будет увидеть даже, сколько бюджетных денег идет на конкретную школу или больницу. И как они расходуются.

Свести реестры и ресурсы

По признанию Татьяны Нестеренко, главная и самая сложная часть работы по созданию портала — завести все бюджетные учреждения в единую компьютерную информационную среду, причем с запретом на бумажный документооборот (в некоторых ведомствах для обмена информацией до сих пор пользуются не компьютером, а советской пневмопочтой). Сейчас 12 тыс. бюджетных учреждений выполняют операции по бюджетным расходам лишь в своих локальных информационных системах.

Запуск единого портала бюджетной системы, по прогнозу министра Михаила Абызова, позволит России войти в пятерку стран с наиболее открытой бюджетной системой

Особенно сложно привести к единому знаменателю так называемые бюджетные классификаторы (где детализированы все бюджетные данные) и госреестры (юрлиц, индивидуальных предпринимателей, земельных участков и др.). «Мы проанализировали классификаторы и реестры и не ожидали, что все в таком состоянии. В одном из реестров до сих пор существует Чечено-Ингушская ССР. А единый реестр народонаселения в отличие от реестра юрлиц вообще отсутствует. Бизнес тратит массу времени на заключение контракта, потому что приходится выправлять данные в каждой информационной системе. Без связи всех реестров и ресурсов между собой ничего не получится. Можно сколько угодно открытых данных сделать. Но если они по-разному классифицируются, в каждом министерстве свое, то это не больше чем просто массивы информации. В конкретных случаях ими можно пользоваться, но в общей системе нельзя», — объясняет Татьяна Нестеренко.

Тем не менее Россия в рейтинге открытости государственных бюджетов, который ежегодно составляет International Budget Partnership, в прошлом году сумела переместиться с 21-го места из 89 стран на десятое. Запуск портала, по прогнозу Михаила Абызова, позволит России войти в пятерку стран с наиболее открытой бюджетной системой.

Можно надеяться, что в итоге портал позволит налогоплательщику простым кликом по карте страны или региона увидеть, сколько казенных денег потрачено на решение той или иной задачи. И спросить, например, почему в соседнем районе местные больницы финансируются куда лучше. Однако часть данных, которые считаются гостайной, останется закрытой. Так что вряд ли в режиме онлайн можно будет увидеть процесс продажи имущества Минобороны или появления какого-нибудь секретного недостроя.

«Бюджетная операция станет открытой уже тогда, когда она происходит»

Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко объяснила «МН», что даст раскрытие информации о бюджетной системе

— Вы объявили о том, что уже в этом году все граждане получат возможность фактически в режиме онлайн наблюдать, как расходуются бюджетные деньги. Это революция в открытости?

— Это скорее эволюционное развитие системы управления общественными финансами. Ранее мы уже создали систему Федерального казначейства, разделили полномочия и обязательства, получили возможность обслуживать бюджеты субъектов и муниципалитетов, получили доступ к соответствующим информационным ресурсам. Теперь важно, чтобы эти ресурсы, которые имеет Минфин и казначейство, были представлены обществу в доступном формате. Это необходимо и экспертам, и всем гражданам. У них появляется возможность сравнивать данные, оценивать эффективность бюджетного процесса, расходов и т. д. Такую возможность дает конечная и главная для пользователей часть создаваемой системы электронного бюджета — единый портал бюджетной системы. Это обновление подхода к управлению общественными финансами на основе электронного бюджета я бы назвала если не революцией, то серьезнейшим изменением. Всех участников бюджетного процесса мы должны ввести в единое информационное поле, сделать открытыми и ликвидировать любой бумажный оборот. Самое главное, что открытыми становятся не результаты деятельности по планированию и исполнению бюджета, а сама эта деятельность. То есть бюджетная операция становится открытой уже тогда, когда она происходит. Сразу, как только информация о ней заводится в электронную систему.

— Вы анализировали, какая информация о бюджете в первую очередь нужна гражданам?

— Чаще всего человеку нужна информация, например, о том, сколько денег идет в ту школу, где учится его ребенок. И какие стандарты услуг предоставляются за эти деньги. Какие услуги являются платными, какие — бесплатными. То же самое касается и высших учебных заведений. Гражданину также надо знать, какие в его районе есть поликлиники государственные, бюджетные, сколько на них выделяется денег, как идет переоснащение. То есть какое участие принимает государство в формировании окружающей его социальной среды. Сейчас такую комплексную картину налогоплательщик получить не может. Экспертам же надо иметь возможность по этим данным проводить сравнение российского бюджетного процесса с мировой практикой, оценивать эффективность. Депутатам и контролерам вообще может понадобиться еще более подробная информация, вплоть до конкретной платежки.

Открытые данные о бюджетных расходах — это возможность серьезного контроля исполнения бюджетных обязательств

— Как люди смогут использовать полученную информацию?

— На портале Москвы, например, уже есть информация, сколько денег идет на ремонты подъездов. И люди уже могут сказать властям: а у нас в подъезде ничего не делали, хотя висит информация, что расходы прошли. Открытые данные о бюджетных расходах — это возможность серьезного контроля исполнения бюджетных обязательств.

Но контроль таких вопросов через обратную связь с гражданами в большей степени должен идти уже на порталах регионов, муниципалитетов. Мы же должны создать единый портал всей бюджетной системы. У него задачи шире — максимально агрегировать все данные вплоть до каждого муниципалитета. Во-первых, сделать их понятными и открытыми, чтобы в них не было противоречий. Во-вторых, чтобы можно было все данные сравнивать — сколько денег, в каком регионе или муниципалитете, куда и как идет.

— Но, насколько я понимаю, самое сложное здесь — унифицировать всю информацию. Вы будете уже сейчас заставлять регионы и муниципалитеты переходить на единые форматы представления данных?

— Сначала мы приведем к единому формату все реестры, классификаторы, бизнес-процессы. А потом уже будем выстраивать единую систему на местах. Программа создания в стране единой системы «Электронный бюджет» рассчитана на три года.

Ирина ГРАНИК