Бюджет исследуют на прогиб

02.11.2012 16:47

Минфин подготовил план укрощения расходных аппетитов ведомств

Минфин предлагает «оптимизировать» расходы бюджета на 2014 год на сумму не менее 286,9 млрд руб. Эти предложения вчера были впервые названы в правительстве на очередном бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. В лидерах предлагаемых сокращений названы финансирование отраслей экономики и госзакупки. Также экономить предложено на финансировании пенсионной системы, социальной политики — и даже на национальной обороне и содержании госслужащих.

Оптимизация расходов бюджета 2014—2016 годов — следующий шаг Минфина по приведению бюджетных ожиданий к возможностям бюджетных лимитов. Накануне Антон Силуанов на аналогичном совещании у Дмитрия Медведева уже представлял свои предложения по мобилизации допдоходов бюджета.

Тогда одним из основных источников дополнительных поступлений в бюджет были названы финансовые средства от продажи госсобственности в 2013 году, но план приватизации гарантирует только исполнение указов президента (см. «Ъ» от 13 марта).

Новые предложения Минфина, представленные вчера главой ведомства Антоном Силуановым, фиксируют более жесткую ситуацию с доходами бюджета вплоть до 2016 года. Как следует из документов к совещанию, с которыми ознакомился «Ъ», Минфин рассчитывает «оптимизировать» бюджетные расходы на следующий год на 286,9 млрд руб. На 2015 и 2016 годы предложена еще более масштабная «оптимизация» — на 533,51 млрд руб. и 779,51 млрд соответственно. В нынешней терминологии правительства «оптимизация» означает не «сокращение» расходов в масштабах всего бюджета, а скорее их перераспределение. Но вчера на совещании были названы только те сферы, за счет которых Минфин предлагает экономить. В чью пользу будет производиться перераспределение, по-прежнему остается бюджетной тайной.

Наиболее серьезная экономия ожидается от изменения настроек пенсионной системы — от 102,6 млрд руб. в 2014 году до 557,5 млрд руб. в 2016 году. Большая часть такой экономии планировалась еще в прошлом году за счет планового снижения федерального субсидирования дефицита Пенсионного фонда. Экономию предполагалось обеспечивать ростом фиксированного платежа для самозанятого населения с 22% до 50% фонда оплаты труда. Предполагалось, что также помогут сбалансированности бюджета Пенсионного фонда стимулирование более позднего выхода на пенсию и отказ от выплаты базовой пенсии «досрочникам» — и Минфин отказываться от этих планов явно не намерен.

Экономить на прямых бюджетных расходах предложено за счет госзакупок и изменений госполитики в отраслях экономики. В следующем году госзакупки могут сократиться на 66,9 млрд руб., примерно на том же уровне сокращение расходов должно распространиться и на 2015—2016 годы. Финансирование отраслей экономики должно оскудеть на сопоставимые 63,6 млрд руб. в год — но за всю трехлетку. Прежде всего под экономией Минфин подразумевает замещение бюджетных средств в инвестициях на инфраструктурные проекты и отказ от субсидирования железнодорожных перевозок дальнего следования.

Существенная «оптимизация» запланирована и для национальной обороны — объем сбереженных бюджетных средств вырастет с 15 млрд руб. в следующем году до 32,6 млрд руб. в 2016 году. Здесь речь также идет прежде всего об увеличении срока выхода военных на пенсию. Но Минфин не исключает сдвиг на следующую трехлетку сроков начала реализации отдельных мероприятий госпрограммы вооружения, однако этот пункт в документах ведомства не расшифрован.

Готов Минфин экономить и на гражданских — государственное управление государственной и гражданской службой в ближайшие три года предлагается оптимизировать равными долями по 10,8 млрд руб. Сокращения расходов, правда, Минфин собирается добиться не за счет зарплат госслужащих, а снижая ассигнования на их медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Также могут пострадать и субъекты РФ, которым госкорпорация «Фонд ЖКХ» на условиях софинансирования из региональных бюджетов перечисляет средства на переселение граждан из аварийного жилья. Эти расходы в размере 68,25 млрд руб. предлагается сдвинуть на 2016—2017 годы.

Тем самым Минфин перестал намекать бюджетополучателям, что никаких допрасходов в ближайшую трехлетку ожидать не стоит. Накануне формирования нового бюджета Антон Силуанов предложил правительству, до этого увлеченному составлением заявок на дополнительные расходы, что предмет новой дискуссии — на ком из бюджетополучателей и сколько сэкономить.

При этом вчера никаких решений принято не было. Аппарат Белого дома продолжил выпуск документов в традиционной идеологии, опубликовав очередную госпрограмму по развитию рыбохозяйственного комплекса с заявкой на финансирование сверх бюджетных лимитов, а глава Минсельхоза Николай Федоров уверенно заявлял на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам, что окончательное решение о выделении в этом году АПК 42 млрд руб. сверх утвержденных бюджетных ассигнований может быть принято 25 марта.

Впрочем, пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сообщила «Ъ», что на вчерашнем совещании цифры, предложенные Минфином, «не утверждены». Они, по ее словам, «являются предложениями профильного министерства». «В свою очередь, теперь правительство будет определяться с параметрами оптимизации, и судьба этих расчетов зависит от тех приоритетов, которые будут выбраны»,— сказала она.

Петр НЕТРЕБА