Быстрые деньги мало растут

28.08.2012 18:25

Микрофинансистам насчитали 1,2 млн частных клиентов

Несмотря на массированную рекламу, кредиты от микрофинансовых организаций (МФО) пока не пользуются ажиотажным спросом. Опыт сотрудничества с МФО имеют всего лишь 1,6% россиян. Серьезного роста рынка, ежегодный потенциал которого оценивается в несколько сотен миллиардов рублей в год, его участники ждут в течение трех-четырех лет. Банкиры к таким ожиданиям относятся скептически.
Всего 1,6% россиян, или 1,2 млн человек, воспользовались услугой получения быстрых займов в микрофинансовых организациях, свидетельствует исследование компании Synovate Comcon, в ходе которого было опрошено 14 тыс. граждан по всей территории России.

Меньше всего займы от МФО пользуются спросом в Москве — ими воспользовались всего лишь 1,1% респондентов. Вдвое больше клиентов МФО в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек — 2,1%. По данным исследования, наиболее частые клиенты МФО — студенты и люди, выходящие на пенсию (они обращаются за микрозаймами в три-четыре раза чаще прочих категорий граждан). В пять раз чаще за быстрым займом обращаются в связи с разводом. Также довольно часто в МФО граждане обращаются в связи со сменой работы, свидетельствует исследование.
Учитывая особенности целевой аудитории, приведенные в исследовании, ее быстрого роста вряд ли можно ожидать. Процент тех потенциальных клиентов, которые готовы взять заем в МФО из-за большей простоты его оформления по сравнению с банковским кредитом, постепенно снижается. Если в 2010 году таких заемщиков было 41,1%, то в первом полугодии 2012 года — уже на 2% меньше. Между тем именно на потенциальных заемщиков-«отказников» банков микрофинансисты всегда делали ставку.
Впрочем, участники рынка достигнутыми результатами довольны. «Еще два года назад клиентов у МФО практически не было,— указывает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута.— Так что достижение доли 1,6% — это довольно серьезный рост. К тому же это немало в сопоставлении с общей емкостью рынка, которую мы оцениваем в 10—12 млн человек». По его расчетам, именно столько граждан не имеют доступа к банковским продуктам из-за несоответствия требованиям по возрасту и уровню дохода; сюда же включается население городов с численностью менее 100 тыс. человек, где банковская инфраструктура представлена слабо. «Потенциальная аудитория МФО сейчас охвачена услугами не более чем на 10—15%, и это только цивилизованный рынок, а есть еще и «серые» ростовщические компании, которые дают еще 10% доли рынка»,— соглашается с ним президент УК «Центр микрофинансирования» Павел Сигал.
По нашим оценкам, потребность в услугах МФО составляет 300—350 млрд руб. в год, продолжает господин Сигал. Рынок будет расти за счет охвата новых заемщиков, осведомленность которых о продуктах МФО пока невысока. Действительно, сейчас, по оценкам господина Мамуты, объем рынка вместе с кредитными кооперативами — около 36 млрд руб. К концу года он ожидает роста до 45—47 млрд руб. за счет новых заемщиков. «На становление банковского рынка и адекватное восприятие его населением ушло несколько лет, поэтому и охват всех потенциальных клиентов МФО произойдет не ранее чем через три-четыре года»,— считает председатель наблюдательного совета компании «Микрофинанс» Сергей Сучков.
У банкиров другое мнение. «Прогноз слишком оптимистичный,— считает первый зампред правления Бежица-банка Георгий Горшков.— Хотя бы потому, что в странах, где рынок МФО развит, его доля в охвате клиентов не достигает уровня 10%, у МФО слишком высокие ставки по сравнению с банками — часто свыше 100% годовых». «Думаю, расчеты микрофинансистов слишком оптимистичны,— согласен руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм-банка Егор Шкерин.— Сейчас многие банки начали продвижение продуктов, очень похожих на те, что предлагают микорофинансовые организации».
Александра БАЯЗИТОВА, Ольга ШЕСТОПАЛ, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА