Бернанке: оснований для сворачивания QE3 пока нет

06.07.2010 13:40

Оснований для сворачивания третьего раунда программы «количественного смягчения» (QE3) на данный момент нет. Такое мнение сегодня высказал глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке, передает Reuters.

По его словам, инфляция, рассматриваемая противниками QE3 как основной повод для окончания этой программы, в обозримом будущем не превысит целевой показатель ФРС, установленный на уровне 2%.

Б. Бернанке также призвал власти США избежать мер значительного сокращения расходов, которые вступят в силу 28 февраля 2013 г. По его мнению, в сочетании с повышением налогов они могут сильно помешать восстановлению американской экономики, а также представляют прямую угрозу для экономической экспансии.

«Конгрессу и администрации следует рассмотреть возможность замены резкого сокращения расходов в рамках секвестра, которое вступит в силу позднее на этой неделе, на меры, которые смогут сократить дефицит более плавно в краткосрочной перспективе, но более значительно в долгосрочной», — подчеркнул он.

Члены Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) продолжают спорить об объеме и сроках сворачивания QE3. Некоторые аналитики полагают, что окончание программы QE3 — хороший признак, свидетельствующий о том, что ФРС верит в силу американской экономики.

Глава ФРС также заявил, что США не участвуют в валютных войнах. Напомним, опасения экспертов о новом раунде валютных войн (попытках искусственно снизить стоимость местной валюты для помощи экспортерам и национальной промышленности) были связаны с началом сверхмягкой кредитно-денежной политики Банка Японии в начале 2013 г. Б. Бернанке признал, что является «голубем», то есть выступает за проведение мягкой монетарной политики, однако во время его руководства уровень инфляции был одним из самых низких за всю историю существования организации.

По словам Б. Бернанке, низкая инфляция и медленные темпы экономического роста в США могут спровоцировать дефляцию.

«Учитывая наш уровень инфляции в размере, не превышающем 2%, мы стараемся не допустить риска дефляции, который временами отступает, но когда инфляция приближается к нулевой отметке, риск дефляции увеличивается, а инфляция не должна быть слишком низкой. Я могу понять людей, которые не понимают, почему низкий уровень инфляции — это плохо, однако у нас есть риск повторить ситуацию Японии, где длительная дефляция стала препятствием для роста экономики и стабильности», — подчеркнул Б. Бернанке.

В том же выступлении он поддержал действия Банка Японии по выходу из дефляционного состояния.

Говоря о темпах роста американской экономики, глава ФРС назвал их «средними». По его словам, в последнее время экономика США растет со средней ежегодной скоростью в 2%. Б. Бернанке признал, что в IV квартале 2012 г. экономика США почти не росла, но рецессия по итогам одного квартала не должна распространиться на более длительный период.

Особые комментарии Б. Бернанке были посвящены финансовому законодательству и отказу властей США от принципа «слишком большой и важный для банкротства» (too big to fail), когда крупнейшие кредитные учреждения Соединенных Штатов получают помощь от государства, так как их крах может нанести фатальный ущерб экономике. По словам Б. Бернанке, «ни одна организация не должна избежать ответственности за свои преступления». ФРС не будет оказывать неподобающего содействия частным банкам в случае их краха.

Глава ФРС также призвал надзорные органы США наладить эффективное сотрудничество для применения так называемого «правила Волкера», по которому инвестиционно-спекулятивная деятельность банков отделена от оказания розничных банковских услуг населению.

«Правило Волкера» являются частью более масштабного комплекса мер, известного как «Закон Додда-Франка» и принятого в 2010 г. для повышения стабильности американской финансовой системы.

Одновременно с призывами к эффективному управлению, Б. Бернанке отметил, что риски образования нового пузыря на рынке ценных бумаг минимальны. Однако, подчеркнул глава ФРС, возможность подобной ситуации может быть заложена при выработке монетарной политики ФРС в будущем.