Банкротство банков стало прозрачней

08.07.2012 16:54

В августе 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на совершенствование отдельных процедур банкротства кредитных организаций, а также института финансового оздоровления кредитных организаций. С принятием документа у Центробанка появится дополнительный инструмент воздействия на банки в случае возникновения оснований для отзыва лицензии.

Важность внесенных поправок обусловлена несколькими проблемами. В июне текущего года в Комитете по финансовому рынку рассматривался годовой отчет Банка России за 2011 год. Несмотря на очевидные успехи регулятора в борьбе с инфляцией и проведении денежно-кредитной политики, комитет указал на определенные недостатки в его деятельности. В частности, на отсутствие в отчете информации о размере удовлетворения требований кредиторов ликвидированных банков.

Тем не менее, эта информация доступна, и она свидетельствует о проблемах, которые существуют в национальном банковском секторе. Результаты удовлетворения требований кредиторов всех ликвидированных кредитных организаций по состоянию на 1 января 2012 года составляют в среднем 10,3%.

В качестве иллюстрации масштаба проблемы можно отметить, что при реализации основных активов банков их рыночная стоимость составляет, как правило, не более 10% от балансовой стоимости (ценные бумаги — 4,9%, кредиты клиентам и другие размещенные средства — 7,9%).
Таким образом, очевидно, что достаточно бесперспективно говорить о дальнейшем развитии национального банковского сектора, росте доверия вкладчиков, а также инвестиционной привлекательности банковской системы в условиях, когда кредиторам возвращается в среднем 10 копеек на вложенный рубль.

Поэтому законодатели постарались принять ряд мер по решению обозначенных проблем и совершенствованию процедур признания несостоятельности кредитных организаций. Так, принятым законом вводится долгожданная обязанность банков по обеспечению хранения информации о деятельности кредитной организации в электронном виде в течение последних пяти лет, в том числе путем создания резервных копий. Дополнительно законом вводится обязанность Банка России получать резервные копии электронных баз данных банков при наличии признаков их несостоятельности. Руководитель банка несет ответственность за неисполнение требований по хранению информации. Такая норма стала актуальной, поскольку в практике АСВ был случай, когда руководство банка «Наш банк» уничтожило накануне отзыва лицензии все базы данных, что затруднило, помимо прочего, процесс выплаты страхового возмещения вкладчикам.

Еще одним ключевым нововведением закона является существенная реформа подхода к институту оценки в процедурах банкротства. Ни для кого не секрет, что роль оценки имущества при последующем проведении торгов сводится к дорогостоящей формальности, а в отсутствие процедур привлечения к ответственности оценщиков, оценка зачастую используется для существенного затягивания во времени процедур банкротства.

Новый подход заключается в том, что привлечение оценщика будет необходимо только в случае, если материальный кредитор (по статистике, в реестре требований кредиторов такой запрос возникает в среднем в 2% случаев) потребует этого. При этом в законе прямо указано, что обжалование отчета об оценке не является основанием для приостановки торгов.

Законом вводится возможность для конкурсного управляющего оспорить выплату «золотых парашютов» и повышенных зарплат, введенных менеджментом банка в преддверии отзыва лицензии. На практике известны случаи, когда через нормы трудового законодательства значительно уменьшалась конкурсная масса.

Изменения в законодательстве также предусматривают усиление ответственности и необходимость совершенствования деятельности основных регуляторов: Банка России и АСВ. Конечно, речь идет об обеспечении максимальной прозрачности и открытости их действий. Так, например, законом устанавливаются жесткие сроки по раскрытию и ЦБ, и АСВ практически всех своих действий (а также результатов инвентаризации, оценки имущества и так далее) в Интернете в общедоступном «Едином федеральном реестре сведений о банкротстве». В ходе конкурсного производства вводится возможность эквивалентной передачи АСВ имущества и обязательств банка-банкрота другому банку. Таким образом, более четко прописан порядок действий АСВ, в том числе обязанность публично объявлять всем банкам о возможности участия в отборе. Банк России наделяется правом отказать в согласовании передачи имущества либо не согласовывать отдельных приобретателей имущества на основании своего нормативно-правового акта.

Кроме того, в процедуры банкротства вводится возможность предоставления должником отступного, также прописан порядок возврата собственникам имущества банка-банкрота, оставшегося после соответствующих расчетов с кредиторами. Последняя норма выглядит неожиданно оптимистично в текущих реалиях, однако мы уверены, что в ближайшем будущем она заработает в полную силу.

Стоит также сказать, что в редакции первого чтения законопроект придавал статус постоянно действующего Закону «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года». Этот закон, прописывающий механизмы предупреждения банкротства банков с участием АСВ, был принят в 2008 году со сроком действия до конца 2011 года и затем был продлен еще на три года. Но комитет посчитал, что вопрос должен быть рассмотрен позднее в качестве самостоятельного закона, и это положение было исключено. Также из проекта закона было исключено и положение о снижении для финансовых организаций суммы сделки, которая может быть оспорена в рамках конкурсного производства, с 1% до 0,1% стоимости ее активов. Депутаты пришли к выводу, что это предложение правительства также стоит рассматривать как отдельный законопроект.

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на одну важную законодательную инициативу, работа над которой идет полным ходом в комитете по финансовому рынку, и которая, без всяких сомнений, будет способствовать снижению рисков банковской системы.

Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РФ (Банке России)», уточняющем порядок осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами. Этот институт должен решить основную проблему национальной банковской системы — высокой концентрации рисков на бизнес собственников банков. Решение этого глобального вопроса самым непосредственным образом должно сказаться на качестве активов банковской системы, а значит, и на качестве конкурсных процедур.

Юрий ИСАЕВ

Автор — заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку