Банкиры требуют больше времени на сбор данных о клиентах

20.08.2011 13:09

Росфинмониторинг намерен автоматизировать отношения с банками

Национальный платежный совет (НПС) в письме, направленном в Центробанк (ЦБ), указал на необходимость доработки проекта нового положения, разработанного регулятором. Документом предполагается возложить на кредитные организации обязанность предоставлять данные об операциях клиента по запросу Росфинмониторинга в электронном виде. Срок жестко ограничен — пять рабочих дней. НПС предлагает увеличить срок исполнения такого запроса в два раза (10 дней). Иначе кредитным организациям грозит массовое привлечение к ответственности за неисполнение этого требования.

Письмо НПС, в состав учредителей которого входят крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк и др.

), адресовано директору финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елене Ищенко. В документе говорится, что исполнение требований проекта положения ЦБ в течение установленного срока «является практически нереализуемым».

Причина в том, что, согласно проекту, передача данных должна осуществляться головным офисом, как указано в письме. Но формирование здесь пакета документов по клиентам, которые обслуживаются филиалами, невозможно, поскольку в кредитных организациях отсутствуют автоматизированные банковские системы. Таким образом, исполнением ряда запросов Росфинмониторинга могут заниматься исключительно филиалы. Но учитывая правила документооборота и разницу во времени между отдельными регионами, кредитные организации могут не уложиться в пять дней.

Кроме того, проектом положения ЦБ предусмотрено, что данные должны быть предоставлены исключительно в электронном виде. Сегодня кредитные организации уже обязаны направлять в Росфинмониторинг данные по всем операциям, имеющим признаки отмывания доходов, полученных преступным путем. На это отводится всего три рабочих дня. Однако данные могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Теперь же Росфинмониторинг намерен автоматизировать отношения с банками, обязывая их направлять данные исключительно в электронном виде, говорит вице-президент НПС Александр Наумов.

— Но в установленные сроки банки физически не смогут выполнить такие требования, — отмечает он.

Например, Росфинмониторинг потребует данные о клиенте за несколько лет. Если сведения у банка представлены на бумажных носителях, то для перевода их в электронный вид пяти дней будет явно недостаточно. Наконец, объем запрашиваемых данных является значительным, что также увеличивает сроки обработки запроса Росфинмониторинга, добавляет президент НПС Андрей Емелин.

В случае нарушения срока предоставления данных в Росфинмониторинг банкам, согласно п. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях, грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

НПС предлагает варианты решения проблемы: увеличить сроки предоставления данных до 10 дней либо предусмотреть возможность взаимодействия филиалов кредитных организаций с региональными управлениями Росфинмониторинга.

Несмотря на то что предоставление информации в электронном виде исключает временные издержки, свойственные бумажному документообороту, доводы, приведенные НПС, обоснованны, считает контролер профессионального участника рынка ценных бумаг М Банка Алексей Катин.

— Далеко не все банки используют централизованную автоматизированную банковскую систему, и многие филиалы учитывают операции своих клиентов автономно, — пояснил он.

— Процессы интеграции баз данных лягут серьезным грузом на организации и на первых этапах потребуют огромного количества ручного труда квалифицированного персонала, — соглашается начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.

— Нужно отметить, что подразделения кредитных организаций могут располагаться не только в России, но и за границей, и в этом случае на аккумулирование информации потребуется больше времени, — отмечает начальник управления финансового мониторинга банка «Стройкредит» Оксана Курганова.

Алексей Катин добавляет, что предложения НПС ориентируются в большей степени на крупных участников рынка, поскольку вероятность возникновения проблемы неисполнения предлагаемых сроков выше у крупных банков, с разветвленной филиальной сетью и большим объемом клиентских операций.

Татьяна ШИРМАНОВА, Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ