Банки просят вернуть россиянам старую схему оплаты «коммуналки»

08.11.2011 16:57

Национальный платежный совет предложил Совфеду свой вариант снижения комиссий при платежах за ЖКХ

Президент отраслевой организации «Национальный платежный совет» (НПС) Андрей Емелин в письме, направленном главе комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Евгению Бушмину (есть в распоряжении «Известий»), предложил изменить действующую схему расчета за коммунальные услуги. В числе предложений — предоставление банкам права заключать договоры с получателями коммунальных платежей и введение идентификационного номера плательщиков ЖКХ.

Учредителями НПС являются Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Дойчебанк, Промсвязьбанк, «Вымпел-Коммуникации», «Юнистрим» и «Золотая корона».

Меры, представленные в документе, направлены на снижение размера комиссии при оплате услуг ЖКХ, причем без привлечения административного ресурса, пояснил «Известиям» президент НПС Андрей Емелин. По его словам, на фоне роста недовольства граждан высокими комиссиями при оплате «коммуналки» в правительстве встал вопрос о введении запрета взимать их.

— Применение административных мер противоречит рыночной практике — бесплатно принимать и зачислять платежи за ЖКУ никто не будет, — говорит Емелин.

Сегодня в отдельных платежных терминалах комиссия при оплате коммунальных услуг может достигать 9% от суммы операции. Если проводить платеж через кассу банка или отделение «Почты Росси», то за данную услугу взимается 1—3%. При оплате через банкомат или интернет-банкинг Сбербанк, например, берет 0,5%. Оплатить коммунальные услуги без комиссии сегодня можно лишь непосредственно в ресурсоснабжающей компании.

Суть предложений «Национального платежного совета» сводится к тому, чтобы структуры, принимающие коммунальные платежи (банки, платежные терминалы) работали с поставщиками ресурсов на основании договора. Тогда комиссия за проведение платежей будет взиматься с них, а не с граждан.

Подобный подход уже действовал ранее, пока в прошлом году Министерство регионального развития не ввело запрет включать в тариф за коммунальные ресурсы затраты на проведение платежей. В результате ресурсоснабжающие компании стали расторгать имеющиеся договоры, а нагрузка за проведение платежей легла на граждан.

НПС предлагает предусмотреть законодательно возможность закладывать в стоимость воды, электроэнергии и прочих ресурсов усредненный размер затрат на проведение платежей за них. Хоть тариф и будет повышен, но усредненный показатель, включенный в него, будет ниже размера комиссии, которую приходится платить в большинстве наиболее удобных точек приема коммунальных платежей, говорит Емелин.

Сегодня, по его словам, чем более удобен способ оплаты ЖКУ, тем, как правило, он дороже. К тому же поставщик ресурсов будет платить на договорной основе структуре, принимающей платежи, ровно ту усредненную комиссию, которая уже заложена в тарифе. В результате она уже не превысит данного среднего значения и не достигнет тех 9%, которые в отдельных случаях действуют сейчас, говорит Андрей Емелин.

Еще одна инициатива НПС — введение идентификационный номер плательщика ЖКХ. Он позволит автоматизировать процесс приема платежей и снизит издержки. Емелин пояснил, что идентификатор плательщика ЖКХ должен быть единым для всех организаций, указанных в квитанции. Сейчас отсутствие биллинговой технологии приводит к тому, что при приеме платежей информация вводится вручную с платежных документов, а это существенно увеличивает операционные расходы, время обслуживания клиентов, снижает пропускную способность банков.

Реализация предложенных инициатив потребует ряда законодательных изменений, которые положительно скажутся на гражданах, оплачивающих ЖКУ, поддержал предложенное НПС направление движения председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.

По его словам, в соответствии с законом о национальной платежной системе, вступившим в силу в сентябре прошлого года, банки «не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами». Данная норма обусловлена тем, что если банк, осуществляя по поручению клиента платеж за ЖКУ, и при этом имеет договор с поставщиком услуги, то представляет одновременно сразу две стороны сделки, говорит Ким. Из-за опасений, что в подобной ситуации возникает конфликт интересов, банки сегодня не могут выступать операторами по приему платежей.

— Но данные опасения — скорее даже теоретические — вылились в совершенно практические последствия для плательщиков за услуги ЖКХ. Это привело к их удорожанию, — говорит Борис Ким.

Юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев сомневается, что стоит вообще искусственно регулировать размер комиссий при оплате услуг ЖКХ. «Должен действовать рыночный механизм: если, например, «Почта России» или один банк повысят комиссию, то граждане воспользуются аналогичной, но более дешевой услугой другого банка», — говорит эксперт.

А вот идея введения идентификаторов для плательщиков ЖКХ, по мнению Гордеева, актуальна при решении задачи упрощения процесса оплаты. Но схожий подход предусмотрен проектом «Универсальная электронная карта», соответственно действия важно скоординировать, чтобы избежать двойной работы, заключил Гордеев.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Татьяна ШИРМАНОВА