Авиакомпания «Кубань» сложила крылья

21.08.2011 10:44

Компания не смогла выполнить обязательства перед лизингодателями. В «Кубани» опасаются, что подобная участь может постигнуть других перевозчиков, так как нынешние условия в авиаотрасли ставят под угрозу существование региональной авиации в принципе.

Авиакомпания «Кубань» объявила о приостановке операционной деятельности с завтрашнего дня. Полеты прекратятся сегодня, 11 декабря, с полуночи. «Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил», — говорится в сообщении компании.

Авиакомпания «Кубань» входит в состав авиационного сектора холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

В годовом отчете компании за 2011 год сказано, что компания перевезла 900 364 человека. 73,4% из них воспользовались внутренними рейсами. Объём перевозок на регулярных линиях составил 70,5% от общего числа пассажиров. Финансовый результат компании в сравнении с 2010 годом улучшен на 564 млн рублей и составил — 91 млн рублей. Чистый убыток отчетного периода составил 97 млн рублей.

Речь идет о сертификационных требованиях к авиаперевозчикам, где регламентировано, что парк авиакомпании должен состоять не менее, чем из 8 воздушных судов вместимостью от 55 пассажирских кресел.

«Кубани» пришлось досрочно вернуть лизингодателю три самолета Airbus A-319: компания не справилась с выплатами по контракту. Кроме того, с 1 ноября из эксплуатации были выведены самолеты «Як-42» советского производства — у них закончился ресурс и они были признаны экономически неэффективными.

Таким образом, парк компании сократился на 50% и «Кубань» не смогла выполнить программу осеннее-зимней навигации. «Учитывая неспособность компании в сложившихся условиях выполнить программу осенне-зимней навигации в заявленных объемах в соответствии с требованиями ФАП-11, руководством авиакомпании принято вынужденное решение прекратить операционную деятельность», — говорится в размещенном на сайте компании сообщении.

Первоначально «Кубань» пыталась «заместить» недостающие самолеты путем закупки SSJ-100. В 2011 года авиакомпания подписала соответствующий контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС), и поставки должны были начаться в 2013 году. Предполагалось, что сделку будет финансировать «ВЭБ Лизинг». Однако в начале ноября 2012 года совет директоров ГСС отказался от сделки из-за плохого финансового положения «Кубани»: к настоящему времени долговая нагрузка авиаперевозчика превышает 300 млн долларов.

Теперь, чтобы минимизировать последствия отмены рейсов для пассажиров, руководство компании обещает тесно сотрудничать с администрацией Краснодарского края. Финансовые претензии будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании. Соответствующее заявление «Кубань» направила в Арбитражный суд Краснодарского края.

«Данная мера — вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней, дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной», — говорит генеральный директор «Кубани» Сергей Мордвинцев.

В компании опасаются, что подобная участь может постигнуть не только их, так как текущие экономические и политические условия ставят под угрозу существование региональной авиации в принципе. В качестве причин называются «несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона, направленного на стимулирование региональных перевозчиков для перехода на новые современные воздушные суда». Кроме того, отмечается поведение регуляторов рынка, которое мешает развитию конкуренции и появлению новых авиаперевозчиков и маршрутов.

Парадоксальная авиация

Эта ситуация была предсказуемой, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. «Авиакомпания уже давно финансово не стабильна, она так и не смогла найти свою нишу на рынке, ни побороться за глобальный рынок магистральных перевозок, ни выстроить эффективную сеть региональных перевозок. Всем было понятно, что это один из главных кандидатов на вылет из высшей лиги», — рассказал эксперт в интервью BFM.ru.

Роман Гусаров называет ситуацию в гражданской авиации «парадоксальной»: несмотря на значительный рост пассажиропотока — 15—16% по итогам 2012 года по всей отрасли, сохраняется существенный перевес в сторону компаний, входящих в пятерку лидеров. Они прибавляют по 25—30% когда другие авиакомпании «медленно и стабильно уходят в минус». «Впереди, если мы не станем свидетелями крупных, шумных банкротств, то однозначно будет существенное сокращение игроков на рынке авиаперевозок», — говорит Гусаров.

Что касается самого Северокавказского региона, он пострадает в меньшей степени т. к. достаточно насыщен авиацией, считает эксперт. С магистральными перевозками в регионе проблем нет, а сеть региональных сможет выстроить любая авиакомпания, т. к. аэропорты находятся в хорошем состоянии. «Здесь я не вижу проблем от ухода авиакомпании «Кубань» с рынка. Единственное, что хотелось бы, чтобы это произошло с выполнением всех обязательств авиакомпании перед пассажирами, во всяком случае, по уже проданным билетам», — говорит Гусаров.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев допускает, что впоследствии с рынка может уйти еще несколько авиаперевозчиков из-за невозможности соответствия требованиям регулятора: «Сам по себе бизнес региональных и местных перевозок убыточен для абсолютного большинства игроков. Развивать его можно либо при условии перекрестного субсидирования за счет маржинальных международных перевозок или авиационных работ, либо при наличии субсидий от региональных властей».

Авиационный бизнес низкомаржинален и требует тщательного контроля за издержками, соглашается аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: «Добиться прибыльности можно либо за счет эффекта масштаба, либо путем эксплуатации современного парка судов, что позволит снизить операционные расходы. Вероятно, акционеры «Кубани» не нашли возможностей для инвестирования в обновление парка, а сама авиакомпания так и не сумела создать себе устойчивых конкурентных преимуществ».

Напомним, это уже второй банкротящийся авиационный актив группы «Базовый элемент». Ранее финансово-несостоятельной была признана авиакомпания Sky Express. Лицензия Sky Express была аннулирована Росавиацией 31 октября 2011 года. Впоследствии часть активов авиационной компании перешла к «Кубани».

Екатерина ТРОПОВА, Дмитрий ЛАНИН