Активы пошли вразнос

19.11.2012 15:10

Крупные инвесторы раскачали бизнес управляющих

Последний квартал 2012 года стал самым динамичным для большинства крупнейших управляющих компаний (УК). Ряд из них показал падение активов в управлении на 10—25%, тогда как ряд других — рост на 15—35%. В большинстве случаев эти колебания были вызваны действиями крупных инвесторов, перераспределявших свои средства. Эксперты отметают, что небольшие частные инвесторы обеспечивают стабильность бизнесу, однако после финансового кризиса УК перестали делать на них ставку.

Национальное рейтинговое агентство проанализировало показатели работы крупнейших российских УК за четвертый квартал 2012 года. Даже в отсутствие данных по компаниям «Лидер» и «Менеджмент-консалтинг» заметно, что отчетный квартал стал самым динамичным в минувшем году для многих участников рейтинга лидеров по объему активов в управлении.

За последние три месяца 2012 года у трети из рассмотренных компаний сократился объем средств в управлении. И в основном это было связано с выводом средств крупными, если не сказать стратегическими, клиентами.

Наибольший в абсолютном выражении отток (более 26 млрд руб.) продемонстрировали компании группы «Уралсиб», у которых под управлением осталось около 81 млрд руб. Эти потери даже превзошли потери четвертого квартала 2008 года, когда стоимость активов в управлении большинства УК сократилась после обвального падения российского фондового рынка. По словам гендиректора УК «Уралсиб» Юрия Белонощенко, «это связано в первую очередь с выводом средств крупного институционального клиента — средства были размещены на конкретный период и выведены клиентом по истечении этого срока». Нечто подобное — правда, в менее крупном масштабе — наблюдалось в 2007 году, когда из паевых фондов под управлением «Уралсиба» также крупные клиенты выводили средства.

Немногим меньше («всего» на 22 млрд руб.) сократились активы в управлении группы компаний «Капиталъ». На конец года они составили 211,8 млрд руб. В группе связывают сокращение активов с продажей основного пенсионного актива. «Часть средств пенсионных накоплений была выведена в связи с продажей НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант«",— указывает гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. По его словам, новые собственники решили перевести эти средства в аффилированные УК. Впрочем, в пенсионном фонде мотивы вывода средств представляют по-другому. «Мы проанализировали результаты управления тех компаний, с которыми работаем, и на основе нашего анализа вывели часть средств из «Капитала»",— говорит исполнительный директор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Сергей Эрлик. Впрочем, куда были переведены многомиллиардные средства, он не раскрывает. Не исключено, что часть их досталась компании «Открытие», которая, по словам источников с пенсионного рынка, покупает НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» (см. «Ъ» от 12 декабря 2012 года). Эта компания продемонстрировала существенный (почти на 10 млрд руб.) прирост активов в управлении. Однако заместитель гендиректора УК «Открытие» Александр Сметанин связывает этот рост с другими факторам. «У нас был плановый прирост корпоративного портфеля, в основном это закрытые ПИФы, кроме того, сыграли роль и открытые ПИФы»,— говорит он. Впрочем, чистые активы открытых фондов у компании не дотягивают и до 1 млрд руб., но закрытых фондов много, правда, по большинству из них информация не раскрывается.

Лидерами по приросту активов в управлении стали группа компаний «ВТБ Капитал Управление инвестициями» (свыше 36 млрд руб.) и «Трансфингруп» (более 31 млрд руб.). В обоих случаях средства пришли от крупных клиентов, и в первую очередь от институциональных.

После финансового кризиса 2008—2009 годов большинство управляющих копаний сделало ставку на крупных клиентов, корпоративных, институциональных и частных. Эксперты указывают, что такие инвесторы играют важную роль для компаний, поскольку дают в управление значительный объем средств, а расходы на их привлечение ниже, чем на привлечение розничных клиентов. Небольшие частные клиенты более инертны: они и медленнее заходят в рынок, но медленнее уходят, тем самым делая бизнес управления активами более устойчивым. «Главным преимуществом бизнеса по работе с частными клиентами является его устойчивость, диверсифицированность и более высокая маржинальность для компании по сравнению с институциональным бизнесом»,— подчеркивает гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин. «Розничные клиенты всегда сложнее в работе, дороже, но они позволяют диверсифицировать активы»,— соглашается заместитель гендиректора «Аганы» Борис Соловьев.

Мария ЯКОВЛЕВА