У россиян существенно увеличится доля расходов на продукты питания из-за понижения доходов и роста цен

02.03.2015 12:17

У россиян существенно увеличится доля расходов на продукты питания из-за понижения доходов и роста цен. Это следствие от действия санкций и значительной девальвации рубля с начала 2014 года.

По прогнозам аналитиков «ВТБ капитал», которые опубликовала газета «Ведомости», доля расходов на продовольствие в семейных бюджетах подскочила с 36% до 40% за последние месяцы прошлого года. По итогам 2015 году года расходы на питание, по их мнению, достигнут 50–55%. 

По итогам 2015 году года расходы на питание достигнут 50–55%.

Как указывают аналитики, так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008-2009 годов. Авторы доклада пишут, что в феврале Россия прошла пик продовольственной инфляции, которая по итогам года составит порядка 9,6%. Однако на ситуацию влияет сокращение реальных доходов населения. В январе они уменьшились на 8% к тому же периоду 2014 года, а за весь 2015 года, по прогнозу «ВТБ капитала», снижение составит 6,8%. Эта ситуация влияет на рынок розничной торговли. Его оборот сократился в январе 2015 года на 4,4% (год к году) – впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания снизились на 5,5%, непродовольственных товаров – на 3,5%. При этом аналитики не исключают, что 2015 год окажется удачным для крупнейших продовольственных ретейлеров, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер – сеть «Магнит» – сможет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 п.п., до 8,9%, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») – на 0,4 п.п., до 6,5%, прогнозируют они. 

На практике, когда наступают кризисные времена в России, то статьи на продукты становятся приоритетными в бюджете российских граждан. При этом расходы на другие статьи, такие как одежда, обувь, аксессуары существенно сокращается. Тоже самое, касается и рынка услуг. Один из видов услуг, такие как туризм, еще в 2014 году почувствовал последствия девальвации курса рубля, когда ряд крупных турфирм объявили о своем банкротстве в конце 2014 года. В этом году тенденция по спаду на рынке туристических услуг продолжается.