«ВТБ Капитал» нашел бесконтактный метод

17.03.2012 09:38

Инвестировав в компанию «Бриз Технологии»

Венчурное подразделение «ВТБ Капитала» инвестировало в компанию «Бриз Технологии», развивающую сервисы мобильной и электронной торговли на основе технологии Near Field Communication (NFC), до $10 млн. Проект рискованный, предупреждают эксперты: структура экосистемы сложная, индустриальные стандарты отсутствуют, а пилотный статус проектов на базе NFC затягивается.

О том, что венчурный бизнес «ВТБ Капитала» закрыл сделку по инвестированию в проект «Бриз Технологии», «Ъ» рассказал его руководитель Айдар Калиев. Эту информацию подтвердил основатель «Бриз Технологий» Иван Кузнецов, стоявший у истоков таких компаний, как PayCash (впоследствии переросла в платежную систему «Яндекс.Деньги) и «Mobi.Деньги», в которую также инвестировал «ВТБ Капитал».

По словам господина Калиева, «ВТБ Капитал» получил пакет акций «менее контрольного». Сумма сделки не раскрывается, но отмечается, что за время существования в компанию было вложено более $10 млн. Источник, знакомый с ходом сделки, утверждает, что сумма раунда близка к этой цифре.

«Бриз Технологии» создает и внедряет сервисы мобильной и электронной коммерции на основе NFC (технология беспроводной связи на коротких (до 10 см) расстояниях). Основное направление деятельности — создание систем дистанционной оплаты проезда на общественном транспорте. К примеру, в 2010 году компания реализовала NFC-пилот на железнодорожном транспорте — опытную зону мобильных NFC-услуг на аэроэкспрессе, а в 2012 году запустила систему дистанционного пополнения единого электронного проездного «Подорожник» в Санкт-Петербурге.

Сейчас «Бриз Технологии» разрабатывает единое транспортное приложение (ЕТП), которое даст возможность оплачивать проездные билеты на общественный транспорт с мобильного NFC-телефона. Приложение будет работать как на операторских сим-картах, так и в элементе безопасности NFC-телефона. В компании рассчитывают, что проект на базе ЕТП будет реализован в Санкт-Петербурге до конца второго квартала 2013 года, аналогичный сервис планируется запустить в эксплуатацию в одном из регионов России в это же время.

По данным исследования J’son & Partners (июль 2012 года), в 2011 году объем мобильных платежных трансакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, составил менее 30 млн руб., но при оптимистическом прогнозе к 2017 году этот показатель превысит 50 млрд руб.

«Размер трансакции, допустимый по NFC-технологии, сейчас очень мал — это подходит для общественного транспорта, но тут есть нестыковка целевой аудитории и стоимости услуги: надо иметь либо дорогой телефон с NFC-меткой, либо соответствующую карту — и то и другое в России сейчас доступно не тем, кто ездит на общественном транспорте»,— рассуждает руководитель венчурного фонда «Лайф.Среда» Владислав Солодкий. Но стоимость телефонов падает очень быстро, и практически все новые модели от 5—6 тыс. руб. имеют NFC, возражает господин Кузнецов, добавляя, что многие операторы вводят недорогие брендированные трубки с поддержкой этой технологии.

Будет ли технология иметь успех, зависит от большого количества факторов, рассуждают эксперты: проникновение банковских карт и эквайринга в России, повышение финансовой и технологической грамотности массового пользователя, удешевление производства смартфонов и карт с NFC-метками, увеличение допустимого размера трансакции по NFC-платежам.

Впрочем, на будущее NFC работает то, что «большая тройка» сотовых операторов обсуждает создание партнерства для внедрения единой платформы, на базе которой можно будет разрабатывать сервисы, основанные на технологии NFC, указывает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. В NFC-тематике главное не технология, а экосистема, чтобы все ее участники договорились друг с другом, согласен господин Кузнецов.

Роман РОЖКОВ

см.  ВТБ