«В отличие от Европы, Москва не готова крутить педали»

17.03.2013 04:30

Банк Москвы «пересел» на велосипеды. Кредитная организация создала компанию «Ситибайк». Она займется прокатом велосипедов и построит парковки для двухколесного транспорта. Эксперты сомневаются в рентабельности проекта. А велодорожки могут еще больше осложнить транспортную ситуацию в городе. Подробности — у Аэлиты Курмуковой.

В этом году в Москве планируют проложить 50 км велодорожек и оборудовать 10 тыс. парковочных мест. На создание велосипедной инфраструктуры мэрия обещала выделить 610 млн руб. Остальное — за главным финансовым партнером проекта — Банком Москвы. Однако объем инвестиций кредитная организация не раскрывает. В прошлом году Банк Москвы запустил пилотный проект по прокату велосипедов, в городе открылось семь бесплатных пунктов. Объем инвестиций составил 10 млн руб., на эти деньги купили 200 велосипедов. Их можно было взять в арену бесплатно, внеся залог в 2 тыс. руб.

Сейчас Банк Москвы создал компанию «Ситибайк». Она будет контролировать создание парковок и прокат самих велосипедов. Сколько банк готов потратить на двухколесный транспорт, пока не сообщается. Вряд ли на велосипедах удастся заработать, считает главред журнал «Большой бизнес» Илья Горбунов.

«Непонятно, почему Банк Москвы не назвал проект «Ситибайк» откровенно имиджевым или социальным, потому что представить себе его доходным трудно. Банк ведь должен нести ответственность не только перед акционерами, но и перед вкладчиками и клиентами. Велосипедом в Москве нормальный человек будет пользоваться как минимум полгода, не больше. Сегодня, например, мне трудно представить себе человека, который рассекает на велосипеде по Москве», — говорит он.

Банк Москвы решил пойти по опыту английского Barclays. По крайней мере, такую версию озвучивали в прошлом году. Британский банк инвестировал 25 млн фунтов на строительство в Лондоне 400 станций проката велосипедов и закупил 6 тыс. велосипедов. Однако в отличие от Европы, Москва не готова крутить педали. Создание велодорожек осложнит транспортную ситуацию в городе, уверен ведущий научный сотрудник Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Александр Стрельников.

«У нас достаточно узкие улицы, на которых нельзя выделить велодорожки. На некоторых трассах, например, на проспекте Вернадского часть тротуаров выделены как велодорожка — это входит в идею соединения велотрассы Университета и проблематичного «Сколково». Но я ничего, кроме издевательства, в этом не вижу», — подчеркнул он.

Тем не менее, власти не готовы отказываться от проекта. На этой неделе мэрия объявила тендер на проектно-сметную документацию по устройству велосипедных дорожек. Они должны связать парк «Музеон», парк Победы, Фрунзенскую набережную и «Лужники». И какой вариант выберут чиновники, прогнозировать сложно, сообщил доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге.

«Транспортных сетей в Москве катастрофически не хватает: кому-то отдав, мы у кого-то должны забрать. Надо делать велополитен — выделенные пути. Надо развивать альтернативные виды транспорта. Велополитен сегодня в Москве может быть эффективен, особенно, если его сделать крытым.

Есть еще идея сделать эстакады по схеме бобслея, когда подъем транспортного средства осуществляется механически, а дальше оно едет с горки все время. Тогда это для велосипедистов становится очень интересным вариантом движения», — предложил он.

Выделить на проезжей части велодорожку стоит недорого. Другой вопрос, сколько стоит под ней земля, и насколько она будет эффективно использоваться. Что касается велополитена, 1 км строительства полосы эксперты оценивают в $10—15 млн.

см.  Банк Москвы