«Передел» собственности

28.08.2010 19:22

Россияне стали экономить на еде и бросились ремонтировать квартиры

По последним данным «Ромир», в июле расходы граждан на непродовольственные товары подскочили сразу на 60%, а доля этих товаров в общих расходах выросла в полтора раза. Никогда ранее социологи подобного не наблюдали. Единственное объяснение этому феномену, по их мнению, — это ремонт, который россияне спешно начали делать. Эксперты связывают такое сезонное «увлечение» с нарастающим пессимизмом людей относительно своего будущего и объясняют столь необычное поведение желанием вложить средства в то, что давно планировалось.
Как следует из статистики «Ромир», в июле повседневные потребительские расходы сократились на 3% по сравнению с июнем и на 12% — по сравнению с мартом текущего года. Социологи отмечают, что такую же картину «Ромир» наблюдал и в прошлом году, так что в этой динамике нет ничего необычного.

Необычно другое. Расходы на приобретение непродовольственных товаров повседневного спроса подскочили сразу на 60%, в то время как траты на продукты питания снизились на 26,5%. При этом доля продуктов питания в общих повседневных расходах (без учета услуг и крупных покупок) снизилась с 72 до 54%, а доля непродовольственных товаров, соответственно, выросла с 28 до 46%, то есть более чем в полтора раза. Таким образом, доля непродовольственных товаров достигла абсолютного максимума за весь период наблюдений. И произошло это в один из самых спокойных месяцев, в июле, никогда ранее таких сюрпризов, не преподносившем.
Социологи нашли лишь одно объяснение этому феномену — ремонт. Они считают, что в июле этого года реализовались давнишние планы по проведению ремонта в городской квартире или на даче у существенно большей доли горожан, чем в предыдущие годы. Чем это вызвано — однозначно сказать исследователи затрудняются. Но выдвигают гипотезы. Вероятно, сыграло свою роль нормальное и даже слегка прохладное лето, предполагают они. Возможно, так горожане отреагировали на усиление нестабильности на валютном рынке в конце весны — начале лета, когда рубль за три недели ослаб к доллару более чем на 15%. И решили именно таким образом подготовиться к кризисной осени. Не исключено, что сказалось повышение оплаты труда и должностных окладов в бюджетной сфере. «Иного объяснения росту номинального объема непродовольственных расходов в июле сразу на 60% по сравнению с июнем у нас нет», — констатируют социологи. До конца подтвердить гипотезу по поводу ремонта они пока не могут, поскольку окончательные цифры по продажам строительных и отделочных материалов за третий квартал они получат не раньше ноября.
Отметим, что сейчас все социологические службы сходятся в том, что граждане ждут скорого наступления финансового кризиса. Согласно одному из недавних исследований «Ромир», более половины россиян (56%) полагают, что вторая волна кризиса все-таки будет. Для сравнения: в августе 2010 года так отвечали 38% респондентов. 45% опрошенных признались социологам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в том, что тема кризиса обсуждается сейчас в их кругу общения. И эти показатели ВЦИОМ очень схожи с теми, что были зафиксированы в сентябре 2008 года — в кризисное время, когда об этом социологам рассказали 46% россиян.
Если говорить о потребительских настроениях людей, то и здесь социологические службы фиксируют одно и то же. Другие опросы ВЦИОМ показывают, что этим летом 41% респондентов считает, что сейчас удачное время для крупных покупок, в то время как про кредиты то же самое говорят всего 24%. И это несмотря на то, что весь нынешний год мы наблюдали кредитный бум.
Ежемесячно Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») публикует свой индекс потребительских настроений россиян. Последний мониторинг за июль показывает: люди считают, что текущая ситуация благоприятна для крупных покупок, но одновременно с этим снижаются темпы роста оценок текущих изменений в личном материальном положении. «Отсюда нарастающий пессимизм относительно будущего, — отмечают эксперты «Левада-Центра». — Ухудшаются перспективные оценки не только изменений личного материального положения, но и экономической ситуации в целом».
Мнения специалистов относительно этой ситуации расходятся кардинальным образом. Аналитик потребительского сектора Антон Сафонов убежден, что дело не в кризисе, а в сезонном факторе. Сейчас лето, люди в отпусках, есть возможность сделать ремонт дома или на даче, и россияне этим пользуются. «Если бы это было связано с подготовкой к кризису, мы бы увидели совсем иную динамику: рост расходов был бы растянут во времени, а не подскочил бы так одномоментно, — сказал он «НИ». — То есть мы бы видели постоянный рост расходов на эту категорию товаров на протяжении последних месяцев. Плюс ко всему другие социологические исследования показывают, что люди не ожидают сильных финансовых потрясений, а, наоборот, полагают, что кризис будет минимальным и их не затронет. Так что в этом контексте было бы странным, если бы россияне резко начали готовиться к кризису».
Социолог Леонид Седов, напротив, убежден, что именно фактор возможных экономических трудностей здесь более значим. «Давно замечено, что ожидания кризиса стимулируют вложение денег в предметы длительного пользования, кроме того, люди склонны осуществлять давно запланированные траты,— говорит «НИ» эксперт. — Россияне считают, что таким образом они могут спасти свои сбережения. Люди почувствовали, что деньги могут обесцениться, поэтому стали вкладывать их в реальные вещи». Правы или нет эксперты, мы увидим по августовской динамике, которая даст ответ, с какой же все-таки тенденцией мы имеем дело.
Евгения ЗУБЧЕНКО