«Многие люди делают это, так как им не нравится консюмеристская модель жизни»

23.03.2011 22:21

Европейцы возрождают бартер. Затянувшийся на четыре года кризис заставляет людей искать все новые способы сэкономить. К традиционным гаражным распродажам и магазинам second-hand добавились бартерные обмены. Причем система работает даже на уровне знаменитых модных домов. Подробности — у Светланы Беловой.

Самым горячим временем для магазинов second-hand и так называемых «банков одежды» стало нынешнее Рождество.

Очереди за дешевыми вещами, обувью и игрушками выстраивались длиннее, чем в торговых центрах. Особенно явно дыхание кризиса почувствовали в Испании, поделилась с каналом Euronews волонтер «Красного креста» Нунчи Кунадо.

«Раньше к нам приходило мало испанцев, однако сейчас из-за ситуации, в которой оказались люди, все больше местных жителей пользуются нашими услугами, особенно востребована детская одежда», — говорит Кунадо.

Экономная экономика даже породила новое направление в бизнесе. Во Франции одной из самых рейтинговых передач стала программа о секретах бережливости Жюльена Курбе. Его аудитория — 6,5 млн человек — жадно внимает, что из простого огурца можно сделать эффективный дезодорант, из банановой кожуры получается прекрасный крем для обуви, и кстати, рисовая мука с успехом заменит шампунь. В поисках товаров подешевле европейцы стали осваивать и соседние страны. Норвежцы, например, ездят за продуктами в Швецию, поделился житель Осло Игорь Иванов.

«За последний год шведы выручили, по-моему, 4,5 млрд крон чистой прибыли. В принципе, они прямо при границе строят торговые огромные центры. Люди ездят туда даже за бензином. Можно два раза в месяц ездить, и семья чувствует очень сильно, что большая происходит экономия ", — сообщает он.

В Германии стали модными пункты обмена одеждой. Можно принести мешок вещей из своего шкафа и тут же набрать гору другой, правда, тоже уже ношенной одежды. Но это, скорее, не от бедности, а из философии антипотребления, пояснил житель Берлина Сергей Лагодинский.

«Очень многие люди, которые делают это не только и не столько из экономических соображений и финансовых, а из соображений того, что им не нравится эта консюмеристская рыночная модель жизни. Им хочется не приобретать новые вещи, а почему бы не попользоваться старыми», — рассказывает Лагодинский.

70% европейцев признаются, что покупают товары, бывшие в употреблении. Лучше потратить пару часов на изучение сайтов взаимопомощи и обмена, чем переплатить лишний евро. Причем оборванцами никто не выглядит. В Бельгии, например, можно бесплатно одеться в эксклюзивные вещи, сообщила жительница Брюсселя Татьяна Стебакова.

«Знаменитые бельгийские кутюрье все будут стараться устраивать такую акцию, то есть можешь принести, допустим, свои четыре футболки, они дают тебе одну дизайнерскую вещь. Здесь безналичный обмен идет. Это огромная индустрия сейчас, то есть все эти бельгийские марки, Natan, например, этим занимаются», — пояснила она.

И конечно, одним из излюбленных развлечений европейцев и американцев остаются традиционные гаражные сейлы. В таких распродажах участвуют даже небедные знаменитости. Арнольд Шварценеггер, например, однажды собрал в гараже $1,5 млн для бюджета штата Калифорния. Он взял автомобили и мотоциклы, которые полиция конфисковала у преступников, и поставил на всех лотах свою подпись, что сделало товар чуть дороже. Например, мотоцикл BMW изначально стоил $2,2 тыс., а с автографом Арни стал на $800 дороже.