«Карты не принимаем». А будете должны

14.02.2011 05:49

В ближайшее время должна быть обнародована Стратегия развития национальной платежной системы, утвержденная Центробанком, которая может обязать российские магазины обзавестись устройствами для приема банковских карт.

По словам президента Национального платежного совета Андрея Емелина, это будет одна из мер, направленная на повышение привлекательности безналичных платежей для того, чтобы через несколько лет россияне получили «возможность больше не задумываться о том, есть ли у них в кошельке наличные деньги или нет». Обязательство коснется всех ритейлеров, за исключением совсем уж мелких магазинов, кто «не потянет содержание устройств». Интерес государства понятен — о денежных потоках, проходящих по безналу, проще получить информацию, а соответственно и контролировать их. Но поможет ли эта мера бизнесу? Slon опросил три заинтересованные стороны: ритейлера, производителя платежного оборудования и банкира.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчик», «Продэко»):

«Конечно, реализовать поставленную задачу реально. Если прикажут, куда деваться? Выполним — и возьмем деньги из ваших потребительских карманов. Считайте: с каждой покупки магазин заплатит 2,75% банку и процессинговой системе вроде Visa, плюс оборудование — $1000—1500, плюс деньги за использование интернет-банкинга — до 1000 рублей в месяц. В итоге получается, что прием оплаты через банковские карты обходится уже в 3—4% с оборота от таких операций. Да, сейчас стали появляться простейшие устройства, подключаемые к телефону. Лежит у меня один такой в кармане. Но они все равно стоят денег — ведь возрастает стоимость связи. Для маленьких магазинчиков это все равно дорого. А плюсов от введения системы приема карт при этом я не вижу никаких — даже инкассация не удешевляется, количество операций все равно ничтожно. При том, что у нас в магазинах принимаются пластиковые карты (хотя мы даже думаем от этого отказаться), наши собственные сотрудники первое, что делают, получив зарплату, — снимают все деньги с карточки. А все потому, что народ у нас не верит банковской системе. Именно это отношение надо менять, а не кардридеры везде заставлять ставить».

Николай Жмуренко, владелец «Смартфин» (бренд «2can»):

«Хоть мы и заинтересованы в том, чтобы магазины обзаводились устройствами для приема оплаты банковскими картами, я не уверен, что принуждение — это самая главная мера для повышения использования карт. Предприниматели сами понимают необходимость такого сервиса: в России эмиссия около 240 млн банковских карт — это больше, чем население страны, доля безналичных платежей растет с каждым годом, и кардхолдеры все чаще используют карты именно для оплаты товаров и услуг. Неслучайно в прошлом году впервые доля безналичных операций превысила долю снятия наличных с карт (52% против 48%). Проблема была только в том, что для малого и среднего бизнеса эквайринговый сервис не был так доступен, как для крупных компаний. Небольшие магазины и кафе имеют малые обороты, эквайринговый оборот, соответственно, — еще меньше, и в итоге банки в них как в клиентах не заинтересованы — не окупаются дорогостоящие традиционные POS-терминалы. Но появившийся недавно мобильный эквайринг сделал этот сервис доступным: мы не будем грозиться забрать оборудование, если у предпринимателя будет проходить всего 5—10 платежей за месяц. Что действительно способствовало бы тому, чтобы все большее число точек принимало банковские карты, так это информационная поддержка, в том числе со стороны государства, а также мотивирующие меры, например, пониженная ставка НДС при расчетах картами, — такие меры использовали ранее другие страны, стимулировавшие переход на расчеты картами вместо наличных».

Марк Нахманович, заместитель председателя правления банка «Возрождение»:

«Безусловно, можно приветствовать любые меры влияния на процесс увеличения доли безналичных расчетов. Но наибольший эффект, по моему мнению, оказало бы налоговое стимулирование торговли, что, к сожалению, никак пока не обсуждается. Интерес торговца уже пошел бы к частному клиенту — в форме кобрендинговых программ, программ лояльности, акций и бонусов. В итоге в использовании безналичной формы расчетов были бы заинтересованы и предприятия, и частные лица».

Маргарита АРАНОВСКАЯ