Банкиры раскрыли тайны своих портфелей автокредитования

  Сегодня для того чтобы купить иномарку, приходится записываться в очередь и ждать не меньше месяца. На популярные модели в листе ожидания можно простоять и полгода. И дело не только в возросших доходах наших граждан. Благодаря расцвету автокредитования в страну вернулся автомобильный дефицит.
 
    Судя по банковской статистике, россияне скоро вообще перестанут покупать машины целиком за собственные средства. Например, один из основных игроков этого рынка - Международный Московский Банк - приводит следующие данные: "За первые 7 месяцев 2006 года портфель автокредитов вырос на 16% и достиг $394 млн. В сравнении с прошлым годом объемы выданных кредитов выросли еще больше: почти в 2.5 раза, - рассказывает генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. -  Так, в период с января по август 2005 года Международный Московский Банк выдал автокредитов на $106 млн. (почти 7 тыс. кредитов), а в этом году за тот же срок эта цифра составила уже $250 млн. (более 16 тыс. кредитов)". Райффайзенбанк - еще один лидер - в этом году выдал автокредитов более чем на 2 млрд. руб. и на $102 млн.
 
     В этом году активно наращивают портфели автокредитования не только иностранные, но и российские банки. К примеру, Транскапиталбанк увеличил портфель в 7 раз, Абсолют-банк - в 9.5 раза. В Юниаструм Банке число автокредитов выросло в 3.7 раза. Альфа-банк выдал свыше 5000 автокредитов на сумму более $60 млн. МДМ-Банк - 25500 кредитов за полгода. В Промсвязьбанке прирост портфеля - свыше 1.8 млрд. руб., в "Возрождении" - более 140 млн. руб. "Число выданных кредитов выросло на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в стоимостном выражении выдача за первое полугодие 2006 года выросла более чем в два раза, - сообщает Сергей Костюков, замначальника управления департамента розничного бизнеса Собинбанка. - Банк изменил условия по основным программам, изменены условия кредитования покупателей подержанных иностранных автомобилей, мы провели рекламную кампанию программы беспроцентной рассрочки. Всё это повлияло и влияет на рост портфеля автокредитов банка".
 
     Что же стоит за этими цифрами? "Известия" попросили банкиров раскрыть тайны своих портфелей автокредитования. И вот что удалось выяснить.
 
     Автозаемщик переходит на рубли
 
    Сегодня в Москве и Петербурге преобладают кредиты в долларах. "Возрождение" добавляет к ним и Калининград. В остальных регионах рублевые автокредиты пользуются наибольшим спросом. Однако, по свидетельству банкиров, сейчас растет спрос на кредиты в рублях и в столицах. "Если на начало года доля кредитов в долларах составляла 98% нашего портфеля, то сегодня эта цифра снизилась до 90%", - отмечают в Абсолют-банке. В многофилиальных банках перевес в пользу доллара не так заметен. Например, в "Возрождении" на долю валютных автокредитов к началу августа приходилось 49% кредитов, рублевых - 51% (на начало года - 41 и 59% соответственно). В Промсвязьбанке в начале года отмечали перевес в пользу валютных кредитов - 54.5%, а сейчас перевес на стороне рублевых - 61.9% против 38.1. Та же картина и в МДМ-Банке: 62.1% (рублевые кредиты) против 37.9% (валютные) на начало года, а на 1 июля уже 73.6% против 26.4% соответственно.
 
     "Валютная структура портфеля автокредитов очень во многом зависит от регионов. В Москве большинство кредитов выдано в долларах. Это связано с тем, что в Москве зарплаты чаще привязаны к доллару, у москвичей есть возможность подтвердить свой доход, и они могут позволить себе приобретение в кредит более дорогого автомобиля на более длительный срок", - объясняет руководитель по маркетингу блока "автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова. По словам Сергея Костюкова из Собинбанка, рублевые кредиты сейчас предпочитают в основном покупатели отечественных автомобилей. "Если смотреть в разрезе специальностей заемщиков рублевых кредитов, то это служащие и рядовые специалисты коммерческих структур и государственных учреждений, рабочие различных специальностей и квалификации со стабильным окладом в рублях РФ, и, соответственно им проще ориентироваться на рублевую сумму аннуитета", - отмечает он.
 
     Гулять так гулять
 
     Российские автолюбители предпочитают кредитоваться на максимально возможный срок. На сегодняшний день это, как правило, 5 лет. "Учитывая, что банк никак не ограничивает заемщика в досрочном погашении предоставленного кредита и ставка по кредиту на новый автомобиль в классической программе банка не зависит от срока, естественно, что клиенты выбирают максимальный срок кредита, поскольку в данном случае бремя выплаты по кредиту относительно доходов заемщика будет минимальным, - объясняют в Собинбанке. - Поэтому на данный момент около 60% портфеля составляют кредиты со сроком от 36 месяцев. Более короткие сроки предпочитают клиенты банка по беспроцентной рассрочке, которых интересует краткосрочное финансирование с минимальными затратами".
 
     И другие банкиры подтверждают тенденцию увеличения срока автокредита. "Год назад максимальный срок кредита в долларах, который мы предлагали, составлял 4 года, - рассказывают в Абсолют-банке. - В этом году мы увеличили срок кредитования до 5 лет, соответственно, доля кредитов сроком на 4 года постепенно сокращается и на данный момент составляет12% портфеля, 88% портфеля составляют кредиты сроком на 5 лет". В Промсвязьбанке приводят такие цифры: доля автокредитов сроком до года в 2006 г. оставалась неизменной - около 1%; доля автокредитов сроком до трех лет с начала года увеличилась с 12% до 45%; доля кредитов сроком до 5 лет уменьшилась с 86% до 54%.
 
      Аппетиты растут
 
      Анализ банковских портфелей показывает, что россияне чаще всего берут деньги на покупку машин от 10 до 20 тыс. долларов. Как правило, кредиты до $10 тыс. составляют около 10% портфеля, от 10 до $20 тыс. - 30-50%, на кредиты от 20 до $30 тыс. приходится 20-30% портфеля, на займы свыше $30 тыс. - 10%. Средняя сумма автокредита в Собинбанке - $10-11 тыс., в Абсолют-банке - $22 тыс., в Промсвязьбанке - $20-23 тыс., в Альфа-банке - $12 тыс., в "Возрождении" - около $20 тыс., в Юниаструм Банке и ММБ - почти $15-16 тыс., в Райффайзенбанке - чуть выше $18 тыс., в МДМ-Банке - $12.5 тыс.
 
       Среди заметных изменений Ольга Банных (начальник департамента кредитования инвестиционных программ Транскапиталбанка) называет тенденцию к покупке машин стоимостью свыше $30 тыс. "Если рассматривать рынок кредитования новых автомобилей, то налицо две тенденции - высокий спрос на недорогие автомобили стоимостью до $20 тыс. и на дорогие автомобили премиум-класса", - добавляет начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Райффайзенбанка Наталья Алымова.
 
      Предпочитаем иномарки
 
     "Наши клиенты практически не испытывают интереса к покупке автомобилей отечественного производства", - честно признаются в Транскапиталбанке. В "Возрождении" только 8% займов выдано на покупку отечественных машин. Приблизительно такой же порядок цифр и в Абсолют-банке. "Российские авто сейчас составляют 10% портфеля, между тем с начала года их доля в портфеле выросла вдвое", - отмечают там.
 
      Но есть и банки, активно кредитующие покупку отечественных авто. Например, Собинбанк, Юниаструм Банк - у них на долю отечественных машин приходится около 40% кредитов. "Это обусловлено активным взаимодействием банка с крупнейшими сетевыми дилерами отечественных автопроизводителей", - объясняют в Собинбанке.
 
     В Бинбанке также высока доля кредитов на российские авто - 30%. Однако, по словам Олега Соколова, директора департамента розничного кредитования БИНБАНКА, с начала года наблюдается рост спроса на иномарки и, соответственно, падение интереса к отечественным машинам, приобретаемым в кредит.
 
      Мода на новое
 
      Основу банковских портфелей составляют кредиты на новые машины. Например, в Абсолют Банке на такие займы приходиться 95% портфеля, в Промсвязьбанке - более 50%. При всем при этом последнее время банкиры стали активно развивать кредитование подержанных машин. "Связано это с увеличением предложения в данном сегменте: на рынок поступает все больше автомобилей, приобретенных у официальных дилеров в период активного роста продаж новых иномарок в 2003-2005 гг.", - поясняют в  Собинбанке.
 
       Кроме этого, банкиры отмечают рост интереса заемщиков к специальным программам: trade-in (зачет стоимости старой машины), buy-back (кредит с отсрочкой погашения или обратным выкупом), беспроцентная рассрочка. Среди заемщиков Собинбанка сейчас очень популярна программа "автомобиль в рассрочку". В Абсолют Банке самая высокая динамика привлечения клиентов по кредиту без первоначального взноса. Заемщики Промсвязьбанка предпочитают автокредит без обязательного оформления "КАСКО".
 

      Банкиры полагают, что в будущем именно эти программы, а также совместные проекты банков и производителей автомобилей (со сниженными ставками кредитования, без комиссий и уменьшенными страховыми тарифами) обеспечат приток автозаемщиков и дальнейший рост портфеля автокредитов.



Источник: http://biz.allvrn.ru/a-20/b-69/1321.html