Платежные терминалы – как они работают

Платежные терминалы хоть и появились достаточно давно, однако до сих пор для многих являются абсолютно загадочной вещью, особенно в те моменты, когда они дают сбои. Что же влияет на скорость получения платежа и как можно ее контролировать?

Механизм работает как цепочка, по которой и проходят Ваши деньги. Сначала платежный терминал, который подключен к какой-либо платежной системе, крупнейшие среди них - e-port, КиберПлат и Рапида, ОСМП (бренд КИВИ). Причем терминал может принадлежать даже третьим лицам, которые просто работают по дилерскому соглашению с крупным организациям. Итак, в тот момент, когда мы сообщаем терминалу реквизиты своего платежа за мобильную связь или другие услуги, то данные трансакции отправляются на сервер платежной системы. Платеж списывается с расчетного банковского счета агента и сразу же переводится на счет получателя платежа. Информация о переводе направляется в биллинговую систему интернет-провайдера, либо сотового оператора, либо другого поставщика услуг. А во время инкассации терминала, которая происходит как правило в конце дня, агент вносит наличные средства и восполняет появившийся разрыв.

Где же возникают проблемы, из-за которых задерживается осуществление платежа? Как правило проблемы возникают по техническим причинам любое звено вышеописанной цепочки может дать сбой и обнаружить его не так просто.

Часто происходит ошибочное информирование клиента то есть получатель подтвердил прохождение трансакции, но сообщить об этом клиенту по каким-то причинам не смог. Но если через несколько часов нет ни смс-извещения, ни денег на указанном счете, то следует как можно скорее звонить по указанным в квитанции или чеке телефонам.

Кроме того широко распространены ошибки в биллинговой системе из-за технических работ, не дающих системе подключить отклик и закончить трансакцию. Как только биллинговая система сможет подтвердить получателя она завершает ее и то время, что платеж находился в подвешенном состоянии информация о нем продолжает сохраняться.

Однако сами работники платежных систем утверждают, что ошибки чаще всего случаются по вине клиента. Самая распространенная среди них это неверное указание счета, номера телефона или других запрашиваемых для проведения операции данных. В таком случае приходится делать перенаправление платежа, в котором должен поучаствовать владелец терминала, от плательщика же требуется связаться с колл-центром в случае обнаружения ошибки.

Часто случается, что перенаправить деньги уже невозможно, так как счастливчик, которому они неожиданно попали на счет уже потратил их, поэтому действовать следует оперативно.

Если же с Вами произошла такая неприятность, то остается связываться с Обществом защиты прав потребителей. Однако и здесь без квитанции или хотя бы чека о проведении платежа ничем помочь не смогут. И здесь есть еще один подводный камень, требующий большой внимательности от плательщика.

Оказывается не все квитанции содержат полную информацию о проведении платежа и не все терминалы выдают квитанции. Бывают даже терминалы, которые печатают на своих квитанциях заведомо ложную информации об агенте, проводящем платеж.

Но еще более частый случай отказ от выдачи квитанции из-за окончания бумаги в терминале. В таком случае нам все же предоставляется выбор проводить платеж на данном терминале или нет, и изъявить свое согласие на столь рискованный шаг нужно очень определенно нажать на соответствующую кнопку. В таком случае вся ответственность с владельца терминалом снимается и перекладывается на хрупкие плечи клиента. Но здесь есть некая несправедливость, которую регламентирует закон О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, который запрещает проводить операции без использования контрольно-кассовой техники и чеков. Рядом с терминалом теперь должна размещаться информация о его работе и условиях оплаты.

Кроме того закон запрещает проводить платеж без удостоверения личности плательщика в случае, если сумма его составляет более 15 000 рублей. Следить за выполнением всех этих условий будут в Росфинмониторинге.

Но на деле случаев массового мошенничества владельцев терминалов оплаты не так много, хотя бы потому, что работать законно просто выгоднее. Терминал стоит примерно 30 000 рублей, а нелегальный простоит в лучшем случае часов 12 за это время его незаконность обнаружат, а владелец даже не успеет окупить своей аферы.

Гораздо выгоднее зарабатывать легально, к тому же окупится такое предприятие очень быстро в среднем срок окупаемости составляет полгода. А работает он приблизительно 10 лет, за это время терминал окупится раз 15.

По материалам Banki.ru